Тайны железных дорог разведывал Андрей Тарчевский.
Информация, представленная здесь, является обобщением значительного личного опыта автора, который хочет подарить читателю полезные идеи, однако полученные результаты зависят от творчества, намерения и приложенных усилий.Где узнать о расписании и наличии мест?
Бесплатно получить подробную информацию о движении поездов, наличии мест в системе "Экспресс" и стоимости проезда можно на сайтах:
Российских железных дорог,
Московское железнодорожное агентство,
Билеты на УФС (последний сайт предлагает на одной удобной странице расписание, наличие мест и цены билетов, также имеется уникальная возможность узнать номера свободных мест в вагоне. Пользоваться этим сайтом для покупки билетов через Интернет не надо, так как берется дополнительный сбор. Купить билет без сборов можно с
помощью сайта РЖД)
Можно также подойти к компьютерной справочной системе на вокзале и пользоваться ею, однако лишь некоторые типы таких терминалов дают информацию о количестве свободных мест в каждом вагоне.
На сайте
transport.marshruty.ru можно быстро и в удобном формате увидеть расписание поездов от одного пункта до другого, если хотите - на конкретные даты, можно и с учетом наличия мест (сайт работает не в реальном времени, но информация обновляется каждые три часа). Здесь же можно увидеть маршруты на Googl-овских картах и подобрать варианты поездок с пересадками.
На
Ту-ту.ру
можно быстро узнать и удобно распечатать расписание движения поезда,
дни, когда поезд в ходу. На сайте можно узнать и о наличии мест, если
выбрать опцию "заказ билета". Сайт работает быстро (но нет гарантии,
что информация строго соответствует реальному времени), а цены,
показываемые там - выше цен в нормальных кассах (например, билет,
продающийся в нормальной кассе за 274 рубля, у них стоит 550). Еще один
сайт трансагентства, неплохо дающий информацию о местах, и
показывающий "честные" цены (конечно, предлагающий забронировать и
купить билеты с наценкой 250 рублей):
ДАВС.
Быстро и удобно посмотреть расписание поездов по разным станциям на указанную дату можно по адресу
www.poezda.net.
Возможен подбор вариантов с пересадками. Можно бесплатно скачать
справочную систему на свой компьютер. О наличии мест этот сайт не
говорит.
По Украине есть сайт
Українські залізниці
- на украинском языке, здесь можно узнать цены билетов от Киева. Более
полезен , но не всегда работает сайт
УТОО "Южная железная дорога" – на русском, дается
наличие мест и цены. Если зарегистрироваться, можно получать информацию
о номерах свободных мест в каждом вагоне.
Справки по телефону
Телефон: 8 800
200 67 67 - бесплатная круглосуточная справочная - единая телефонная
линия ОАО РЖД – звонок по межгороду (и, вероятно, из-за границы) и с
мобильного телефона бесплатен, а из Москвы туда же можно дозвониться по
телефону (495) 262 21 51. Очень доброжелательные (!) сотрудницы готовы
подробно и не торопя Вас ответить на самые разнообразные вопросы, в том
числе дать справку о наличии мест в поездах. Был приятно удивлён.
(Февраль 2008).
Есть также справочная МЖА – (495) 266 93 33.
1-й метод. Нахождение удобных и дешевых билетов, когда система "Экспресс-3" их не дает.
ДЛЯ МНОГИХ ПОЕЗДОВ ВЫДЕЛЕНО ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО МЕСТ, ПРОДАВАЕМЫХ ТОЛЬКО ОТ (ДО) ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТАНЦИЙ.
Предположим, нам надо купить билет от Москвы до Вологды и обратно.
Через Вологду проходит много поездов (в Череповец, Архангельск, Воркуту
и др.), однако, когда мы запросим место до Вологды (или обратно, от
Вологды до Москвы), дешевых билетов на удобные поезда может не
оказаться. Почему? Железнодорожники хотят, чтобы пассажиры ездили на
Череповецком поезде до (и от) Череповца, а не до (и от) Вологды,
расположенной на три часа ближе к Москве. Поэтому, если нет мест на
этот поезд от Вологды до Москвы, смотрим наличие билетов от станции
Кипелово (час от Вологды в сторону Череповца), и - не поверите - там
могут быть сотни (!) свободных и дешевых мест.
Подобных примеров много - мы ехали в Вологду на Северодвинском поезде,
но брали билеты до станции Сухона, следующей за Вологдой. Разница в
цене небольшая.
Как правило, трудно найти дешевые обратные билеты на удобные поезда из
Киева в Москву. Посмотрите наличие мест от станции Казатин-пассажирский
или Винница - предыдущей остановки многих проходящих через Киев поездов
(или от станции Коростень - там проходит прицепной вагон из Житомира в
Москву). Скорее всего, результаты приятно удивят Вас.
С Воркутинского направления на Москву трудно взять хорошие билеты от
Котласа (потому что там есть "местный", неудобный и медленный поезд
Котлас-Москва), но от более дальних станций Урдома, Эжва есть много
мест до Москвы на удобный проходящий поезд №27, от Княжпогоста- на
поезд 33, от станции Печора- на поезд №41, а от станции Сейда - на
поезд №175.
До станции Бологое удобно и дешево ехать в общем вагоне поезда,
следующего в Боровичи, однако билет надо спрашивать до следующей
станции Березайка, а при поездке в Казань можно попробовать купить
билет до Арска.
На каком поезде иногда ездят из Москвы до Питера, не скажу, догадайтесь сами.
Если вы хотите понять, куда "спрятаны" билеты на данный поезд, выведите
маршрут его следования и методично (но не бездумно!) запрашивайте места
с разных станций. Можете узнать много интересного!
ДВА НЕДОСТАТКА ЭТОГО МЕТОДА
- Если Вы выходите, не доехав до станции назначения, никто, разумеется,
не будет переживать. (Вам даже могут вернуть в кассе некоторые деньги -
в этом случае надо подойти в кассы после отправления поезда, из
которого вы вышли, но не позднее четырех часов. При этом необходимо
взять у проводника оторванные им корешки билетов - иначе вам ничего не
вернут!) Но если Вы не сели в поезд на той станции, от которой взят Ваш
билет, свободное место теоретически могут продать, особенно, если
станция та далеко. Подстраховаться можно, послав телеграмму (заказное
письмо) начальнику соответствующего вокзала, отправив ему официальное
письмо (или передав письмо по пути следования лично или через
начальника поезда, на котором Вы едете "туда". (Содержание: В связи
с... посадка ... числа ... месяца в поезд №… вагон №... на места...
будет произведена на станции ...) Имейте его копию или квитанцию на
всякий случай.
По правилам вы, конечно, должны сесть в поезд на станции своего
отправления, но если вы проникнете туда на следующей станции, кто же
решится объявить Вас безбилетным пассажиром?
Проводники утверждают, что посадить вас в поезд в этом случае они
обязаны, но, если их не предупредили, ваши места могут быть заняты
другими пассажирами. Впрочем, из десятка наших посадок с группой на
более поздней станции никаких проблем не было.
- Билет от (до) более дальней станции, понятно, несколько дороже, хотя и ненамного.
ПЕРЕМЕННЫЙ ТРАФАРЕТ. [Дополнение Владимира Кондратьева]
Зачастую билет по нужному маршруту (например, Москва - Севастополь)
купить нельзя: система "Экспресс" отвечает, что "мест нет". В этом
случае можно запросить на тот же поезд билеты Москва - Харьков и
Харьков - Севастополь. В случае удачи Вы увидите оба таких билета
(возможно, даже на одно и то же место одного и того же вагона). Такое
явление называется "переменным трафаретом" - на часть мест не продаются
билеты "сквозь Харьков", что позволяет пассажирам из Харькова уехать на
этом поезде на юг. В описываемом случае Вы сможете в Москве купить
билеты Москва - Харьков и Харьков - Севастополь; недостаток метода
(кроме более высокой цены) - возможно, Вам придется в Харькове перейти
с одного места на другое. Чаще всего переменный трафарет бывает в
поездах с протяженным маршрутом и/или следующих на южные курорты; чаще
всего переменный трафарет бывает по крупным станциям (Харьков, Курск,
...).
Еще примеры: Поезд Серов-Москва имеет вагон, полностью "перезагружающийся" в Перми, а поезд Москва-Хабаровск- в Костроме.
2-й метод. Маршрут с остановками.
Предложим, вы хотите уехать из Новосибирска в Москву. При этом на быстрый и дешевый, идущий 47 часов поезд №009 Иркутск-Москва плацкартного билета вам не продадут (их вообще не продают от Новосибирска на этот поезд), на "Россию" №001 предлагается только дорогое купе,"Сибиряк" № 025 просит за плацкартное (фирменное) место аж 3200 рублей, а относительно дешевые поезда с местами за 2100 рублей идут долго и неудобно, например, три ночи и два дня. А давайте попробуем уехать из Новосибирска в Казань поездом 063, мест много, в пути 36 часов- ровно 2 ночи и день, билет недорогой- 1580 рублей (цены августа 2007). Приезжаем утром в столицу Татарстана, целый день изучаем интересный город, а вечером едем удобным поездом в Москву, в пути 12 ночных часов – за 650 рублей или 10 часов - фирменный, за 900. Те же три дня и три ночи получилось, и по деньгам не проиграли, зато вместо дня в поезде получился день - экскурсия.
В Крым или обратно в Москву удобно ехать с посещением Харькова, а во Львов, Одессу или Каменец-Подольский - с остановкой в Киеве - во всех случаях едем только ночью, а днём гуляем по интересным городам.
3-метод. Время покупки билета.
Как правило, билеты начинают продаваться за 45 суток до дня отправления поезда в 8 утра местного времени. В справочной системе легко узнать, купите ли вы билеты на нужный поезд за 45 суток, посмотрев заранее динамику продажи их на предыдущие дни. Также будет видно, можно ли еще подождать, или надо спешить в кассу.
Но есть особенности:
- если вы, будучи в Москве, покупаете билет из Кунгура (Пермская область) в Москву на единственный удобный и дешевый поезд, стартующий из Нового Уренгоя, будьте готовы к тому, что билеты появятся за 45 суток от станции отправления (Нового Уренгоя), за 44-от Тюмени, за 43-от Екатеринбурга и Кунгура. Поезд-то до Кунгура идёт двое суток! И к этому времени билетов останется мало.
- В прицепные вагоны некоторых (не всех) поездов билеты начинают продавать ровно за 10 суток до МОМЕНТА отправления поезда. Сайты показывают в этом случае "мест нет" (даже за 45 суток), либо выдают пустое окошко. Для изучения свойств вагона посмотрите наличие мест на ближайшие дни. Проверьте также, в ходу ли выбранный поезд в запрошенный Вами день. В некоторые прицепные вагоны обратные билеты не продаются совсем или продаются в очень малом количестве), в таком случае их легко купить на станции отправления (например, из Весьегонска в Москву).
- Временами (нечасто и трудно предсказуемо) случается добавление в продажу целого свободного вагона дней за 10-12 до отправления поезда. Обычно такое происходит, когда в других вагонах остается мало мест. На Питерском направлении известен случай добавления двух плацкартных вагонов к удобному поезду 030А за 5 дней до отправления. (Впрочем, эти вагоны были раскуплены за день), и назначение целого дополнительного поезда за два-три дня до отправления. Летом на южных направлениях назначают дешевые дополнительные поезда, также это случается во время каникул и на праздники.
- Если весной вы начнёте изучать летнее расписание поездов на юг, то будете неприятно удивлены отсутствием дешевых поездов с плацкартными вагонами. Похоже, руководство железных дорог искусственно создаёт дефицит, чтобы продать дорогие места.
Вероятно, придет лето, появятся дополнительные дешевые поезда и, возможно, плацкартные вагоны там, где предлагалось только купе.
Хотя покупать билеты летом, особенно на юг, надо заблаговременно.
4-й метод. Приобретение групповых билетов.
Если надо 10 и более билетов, Вы можете обратиться в групповые кассы Московского железнодорожного агентства. Эта организация находится в Москве в Малом Харитоньевском пер., д. 6/11 корпус 2, в пяти минутах от метро Чистые Пруды.
ИМЕЕТ ДОСТОИНСТВА:
- Готова продать большое количество билетов в спокойной обстановке, обычно без очередей, (правда, очередь из одного человека может занять пол часа).
- По долгу службы будет подбирать в вагоне удобные для группы места.
- Летом 2005 года обычные кассы "видели" места на адлерские поезда, но не могли их продавать, утверждая, что места "на брони", в то время как групповые кассы продавали эти билеты.
- Может забронировать для группы те самые места на проходящие поезда, о которых говорилось выше, но от нужной Вам станции.
- Предлагает скидку 10% для групп школьников - в то время, когда обычных льгот нет. Иногда предлагает маленькие скидки большим группам (конечно, не в разгар туристского сезона).
- Вместо копий паспортов всех едущих достаточен заверенный список.
- Возможна замена одного участника на другого, подтвержденная официальной бумагой от организации, без обмена билета в кассе.
ИМЕЕТ НЕДОСТАТКИ:
- За каждый "взрослый" билет надо дополнительно заплатить по 179.4 р. (2009 год), а за школьный – 44.9 р. (На 10 школьников один сопровождающий их взрослый платит не 179.4, а только 44.9 рублей сбора), за билет "туда" берется ещё и 72.1 рубля даже при покупке его более, чем за 9 суток до отправления поезда (обычные кассы в этом случае его не берут). Предоставляемые группам небольшие скидки, как правило, меньше этих дополнительных сборов.
- При покупке билетов с промежуточных станций (когда места в поезде есть, а система их не даёт) вы заплатите по 72.1 рубля за место дополнительно, за то, что агентство делает запрос телеграммой на нужную станцию. После этого Вы будете ждать ответа несколько дней.(Впрочем, ответ обычно положительный).
- Обслуживает организации. Вам потребуются официальные бланки, печать, подписи директора и бухгалтера, масса банковских реквизитов и кодов, доверенности на получение билетов.
- Бронировать билеты желательно не позже, чем за 18 дней до выезда.
- Если выбрана групповая квота на нужный поезд, то билеты не дадут, даже когда в обычной кассе есть места.
- Количество документов с подписями и печатями, которые надо подготовить для обслуживания в этих кассах, впечатляет. Кроме того, там время от времени придумывают необходимость в какой-нибудь новой бумаге, которую надо принести, а её нет или она неправильно оформлена. Тогда придется приехать еще раз.
Для группы школьников, кроме списков и заявок в трех экземплярах на каждое направление и доверенности на получение билетов за наличный расчет требуют бумагу, удостоверяющую, что в группе следует человек, обученный оказывать первую медпомощь, и она укомплектована медаптечкой. - Билет на несколько человек печатается на одном бланке.
- Места с группового билета можно сдать только в этом агентстве, опять же с письмом от организации и доверенностью, это должен делать человек, покупавший билеты, а потери будут большими при возврате билета менее чем за неделю!
- оплата билетов производится в банке (2007), расположенном вдали от агентства; если вам неверно рассчитают стоимость билета, придется ехать в банк опять.
Я стараюсь не связываться с групповыми кассами без особой нужды.
Обычная касса может (и обязана) одновременно продать Вам до 9 билетов в одну сторону и 9 обратных. Даже если придется три раза стоять в очередях, проще, дешевле и быстрее получится.
5. Полезные советы.
ВЫБОР "ВАШЕГО" КАССИРА- Перед тем как занять очередь, не поленитесь минуту-другую внимательно понаблюдать за работой кассира, за тем, как он общается с другими клиентами. Поймите, будет ли этот человек делать что-то доброе для вас. Это очень важный пункт, и когда я небрежно выполняю его, встав в короткую очередь в какую-нибудь кассу, потом жалею о потерянном впустую времени.
- Летом на вокзалах открывается много дополнительных касс, в которых работают плохо обученные кассиры. Обратите внимание, не набирает ли кассир данные на клавиатуре одним пальцем; если это так, можно застрять надолго.
- Иногда, когда очереди велики, полезно присмотреться к кассам "для военнослужащих", "Для инвалидов" и т.п. Как правило, очередь там заметно меньше, в ней нет ни инвалидов, ни военнослужащих, и можно купить билеты быстрее.
- Помните, что в кассах вокзалов бывают перерывы, причем в разных кассах - в разное время. Кроме того, некоторые кассы на вокзале продают билеты только "на сегодня". Внимательно прочитайте расписание работы кассы до того, как займете очередь.
У КАССЫ- Средняя скорость массовой выдачи билетов – одна - полторы минуты на билет; покупка 9 билетов туда и 9 обратно – займет от 20 до 35 минут. Если вы берете много билетов, предупреждайте граждан, занимающих за вами очередь. Тогда они пойдут в соседнюю кассу, или же будут ждать, не ругая Вас.
ВАШИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КАССИРА- Кассир должен продать билет по ксерокопии паспорта или по бумажке с аккуратно написанными фамилией, инициалами, серией и номером паспорта.
- Знайте, что вы имеете право купить билеты любого направления на любом вокзале в количестве до 9 штук в каждую сторону. Если кассир ворчит по этому поводу, или же пытается отослать вас в групповые кассы, или на другой вокзал, значит, он не хочет работать, а вы не выбрали "правильного" кассира.
Изредка касса соглашается продать более 9 билетов, но право кассира - не делать этого.
- Случается, продав много билетов, кассир называет завышенную сумму к оплате. Не приучайте его получать чаевые.
- Вы вправе отказаться от добровольного страхования, и включения стоимости постельного белья в цену билета (2009), предупредив кассира своевременно.
- Кассиры не любят заранее сообщать стоимость билета на разные поезда (им технически сложно это сделать), они предпочитают сообщить ее непосредственно перед тем, как печатают вам билет. Тут уж не до выбора дешевого поезда. Поэтому озаботьтесь вопросом стоимости билетов до посещения кассы.
- Работники касс находятся на своих рабочих местах, чтобы качественно и по правилам обслужить Вас. Тем не менее, бывает, кассир на вокзале или в центральных кассах необоснованно отказывается вас правильно обслуживать. Например, не желает продать вам 9 билетов туда и 9 обратно, потому что Вы отказываетесь от добровольного страхования. В таком случае можно пойти в соседнюю кассу (всё равно от "вредного" кассира ничего хорошего не добьётесь), но можно, запомнив номер кассы, подойти к администратору и пожаловаться (имея в виду исключительно улучшение работы организации), и он, вероятно, поставит вас без очереди в инвалидную кассу и всячески постарается замять конфликт. Обычно администратор компетентен и вежлив, кроме того, он не хочет, чтобы на кассира написали жалобу. Однако, если случилась такая неприятность - это результат вашей ошибки в важнейшем действии- выборе "правильного" работника кассы.
ПОДБОР ВАГОНА- Когда покупаете много билетов, не забудьте заранее выбрать вагон, в котором достаточно мест. (На сайтах вся информация есть, в том числе по местам в вагонах). Изучите заранее ситуацию с билетами и точно узнайте, какого числа, на какой поезд, в какой вагон хотите взять их. (Номера поездов, указываемые в справочных системах, имеют также букву (например 602Я), и сообщение её обычно радует кассира.)
- Большинство кассиров соглашается давать места в нужный вагон, но для этого надо объяснить, что в этом вагоне уже едет ваша группа.
- Кассиру технически нетрудно выбрать для вас места в вагоне, если, конечно, вы правильно выбрали кассира. Однако он любит продавать билеты партиями по 4 штуки (или меньше, если вы покупаете 2-3 билета), и номера ваших мест будут идти подряд. Поэтому, беря в свободный вагон 3 билета, легко просить 2 нижних и одно верхнее, а при покупке 4 билетов - будут 2 нижних и два верхних места. Сделать не так (например, заказать места номер 5, 18 и 47) - дополнительная работа для кассира.
- Иногда, при покупке более четырёх билетов, даже когда вагон полностью свободен, кассир даёт билеты, расположенные в разных концах вагона. При этом он не сообщает номера мест перед тем, как печатать билеты, (а должен бы). Будьте бдительны!
- Как правило, билеты более интенсивно продаются, начиная с меньших номеров вагона. Поэтому при малой загрузке поезда у вагона с большим номером больше шансов отправиться полупустым.
- Существует некая телеграмма МПС от 2005 года, предписывающая обычным кассам не продавать места группам, якобы для обеспечения безопасности следующих поездом школьников от потенциальных солдат или заключенных, которые вдруг да поедут в том же вагоне и создадут неприятности. Поэтому иногда кассиры в обычных кассах категорически отказываются подобрать нужный Вам вагон, мотивируя это тем, что начальство накажет их за это. (Весной 2007 года этим страдали Центральные кассы в Москве, пытающиеся отправлять группы в групповые кассы).
В таком случае можно:
1)найти смелого (умного) кассира,
2)пойти к начальству, обычно оно не боится подбора вагона и говорит, чтобы кассир продал билеты,
3)утверждать, то ваша группа - не юридическое лицо (со школьниками это не пройдёт), соответственно, не может обслужиться в групповой кассе.
4)написать жалобу по поводу того, что вы не смогли докупить несколько билетов в тот вагон, который просили; пока вы её пишете, начальство, вероятно, согласится продать нужные билеты. Проверено на практике (Центральные кассы, весна 2007). Только не играйте в эту игру слишком серьезно, ведь в случае неудачи нетрудно пойти в кассы соседнего вокзала и взять билеты там.
ОБМЕН БИЛЕТА ДЛЯ ДРУГОГО ПАССАЖИРА И ВОЗВРАТ БИЛЕТАКак известно, при посадке в поезд часто проверяют документы отъезжающих, поэтому провезти человека по чужому билету проблематично. (Подмена участника при поездке по России может пройти успешно с группой детей, особенно едущих по свидетельствам о рождении, тем более, что документы у школьных групп проверяют редко, а, если проверяют, то обычно довольствуются находящимися у руководителя ксерокопиями их). Однако будем законопослушны и не пожалеем 315 рублей на законное выполнение процедуры (или всего 99 рублей, если мы покупали билет самостоятельно через Интернет). (Нам не вернут сборы 0 или 72.1 рубля за билет "туда" и 144.2 рублей за обратный, а также вычтут по 99.3 рублей с каждого билета за возврат). Обмен билета происходит только через возврат его в систему.
С 2008 года сданное место поступает в продажу НЕ СРАЗУ, а в непредсказуемый момент в течение двух часов после возврата билета, поэтому, если места на этот поезд давно раскуплены, нет гарантий, что Вы сможете "поймать" этот билет раньше, чем кто-то другой приобретет его.
Чтобы сдать или обменять билет, нужен подлинник документа его владельца, и до октября 2007 года его вполне заменял Ваш билет на этот же поезд и Ваш паспорт. Однако вышла вредоносная телеграмма МПС, предписывающая принимать билеты только при личной явке пассажира с подлинником документа. С осени 2007 года в кассах многих вокзалов категорически не принимают билеты без паспорта (и, возможно, без самого пассажира), другие же кассы, не подверженные контролю близкого начальства, включая кассы на платформах и кассы трансагентств, часто принимают билеты без особых проблем, как и раньше, только просят подставить подпись за "того парня". Конечно, паспорт пассажира поможет, в какой-то мере его может заменить ксерокопия, пригодится и Ваш билет на этот поезд.
Если был приобретен полис добровольного страхования, кассир при возврате билета должен вернуть полную стоимость страховки. Иногда, по понятной причине, кассир "забывает" про это.
ПОТЕРЯННЫЙ БИЛЕТЕсли Вы утеряли свой билет НА ПОЕЗД РОССИЙСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ, его можно восстановить у администратора билетных касс всего за 152.2 рубля. Необходим, конечно, паспорт, номер которого внесён в билет.
6. Покупка билетов через интернет.
С 4 июля 2008 года при оформлении заказа через Интернет и при последующем получении бумажного билета в кассе сбор за услугу не взимается. Отличная возможность не только оперативно приобрести билеты, но и сэкономить 72.1 рубля на билете "туда" и 144.2 рублей на каждом "обратном" билете. Для этого надо зарегистрироваться на сайте rzd.ru, ввести нужные данные и сразу оплатить заказ банковской картой (VISA, MASTERCARD). В одном заказе может быть до четырех билетов.
Можно отказаться от постельного белья (в плацкартных вагонах), выбрать номера мест в вагоне, указать, что места должны быть в одном купе ("боковушки" тоже относятся к "купе"), запросить, например, два нижних и верхнее место. А вот взять для двух человек два нижних места нельзя, приходится делать два разных заказа.
Таким способом можно купить детские билеты, но нельзя - льготные и бесплатные.
Затем надо получить бумажные билеты. Для этого один из пассажиров, на чье имя оформлен билет, с паспортом должен подойти в любое время (до отъезда) в любую кассу РЖД с системой "Экспресс" на российской территории, или на стойку регистрации электронного билета с номером, который Вам сообщат после оплаты заказа. (Для кассира удобнее, если вы принесете распечатанный бланк заказа, но это необязательно).
В нарушение правил обычно легко получить и другие заказы на тот же поезд, но должно быть видно, что Вы и люди, на которых вы берете билеты, едут вместе. Ксерокопия паспорта хотя бы одного человека из заказа весьма полезна.
При возврате такого билета деньги в течение 7-30 дней переведут на ту карту, которой билет был оплачен (сама карта при этом не нужна). Если касса находится за границей, то место сдается, а по возвращении на Родину надо подойти с бланком возврата и паспортом в кассу для перевода денег на карту.
Возвратить чужой билет, как и обычный, можно, но не везде. Наличие паспорта пассажира или хотя бы его ксерокопии может помочь.
7. Как съекономить Ваши деньги.
ЛЬГОТЫ Детей до 5 лет в поездах можно везти бесплатно, а с 5 до 9 лет включительно – по детскому билету за 35 % стоимости. При приобретении билета необходимо свидетельство о рождении.
Многие годы школьникам в период с 1 октября по 15 мая была положена скидка на билеты дальнего следования 50% (она не распространяется на комиссионный сбор). Осенью 2007 года эту скидку попытались отменить и не продавали школьных билетов на январь, затем действие её продлили до конца 2008г. Поздней осенью 2008 опять не было льготных билетов, к январю они снова появились. Сколько льготы продержатся - неизвестно.
А для учащихся колледжей, училищ, техникумов и вузов льготных цен на дальние поезда нет. (Для них есть льготы только на пригородные поезда, начиная с сентября.) Учащимся частных школ и заочникам тоже придётся платить "по полной", если они не смогут раздобыть "правильную" справку.
- При покупке льготного школьного билета весьма желателен подлинник или ксерокопия свидетельства о рождении (паспорта) и НЕОБХОДИМА справка из школы! Для покупки детского билета также нужно свидетельство о рождении. Некоторые кассы отказываются продать льготный билет на основании справки из школы и паспортных данных ребенка без ксерокопии паспорта или свидетельства. (Тем не менее, в инструкции есть фраза: "Льготные билеты продаются при наличии ДАННЫХ о документе, удостоверяющем личность, и ПОДЛИННИКА документа, дающего право на льготы". Поэтому, если кассир не даёт льготный билет, можно сходить к администратору – успех вероятен.)
- Льготы для российских школьников действуют только по территории России.
При покупке билета на Украину или в Белоруссию скидки очень малы (например, "взрослый" билет в Гродно стоил 563 рубля, а школьный- 476).
- Если Вы берете билет для школьника, а свидетельство о рождении, например, украинское, для получения льгот необходим вкладыш о российском гражданстве, ибо гражданам других стран льготы не положены.
БИЛЕТЫ НА ИНОЗЕМНЫЕ ПОЕЗДА (дополнение Антона Кротова)
Плацкартный билет из Москвы до Астаны (Казахстан) стоит 2600 рублей. Однако, купив билет Москва- Челябинск за 1000 рублей и билет Челябинск- Астана за 1150 на этот же поезд (кассир может продать билет на то же самое место), получим экономию 450 рублей!
Из Риги в Москву дешевле ехать, взяв два билета Рига- Великие Луки (или Себеж) и Великие Луки- Москва.
Замечу, что сэкономить на билете из Белоруссии (Гродно) таким способом не получится.
БИЛЕТЫ ПО УКРАИНЕБилеты на внутриукраинские поезда легко приобрести в России, но это значительно дороже по сравнению с покупкой их на Украине. Например, билеты на пассажирский поезд, идущий из Киева в Каменец-Подольский на 7 мая 2008 года стоили: (Здесь цены в гривнах пересчитаны в рубли по текущему курсу)
Купейный Плацкартный Общий
покупка на Украине 287 197 64
покупка в России 602 379 234
1 ноября 2008 года плацкартный билет стоил соответственно 278 и 430 рублей.
Цена купейного и плацкартного вагонов приведена с постельным бельём, по России - без комиссионных сборов, по Украине -со сбором.
В декабре 2008 курс гривны сильно упал по отношению к рублю, соответственно, билеты подешевели почти на 30%!
Кроме того, при покупке билета в кассе России вы заплатите дополнительно 144.2 рублей комсбора. Сбор на Украине составляет 7 гривен (28 рублей) при покупке любого билета в любое время.
Обратите внимание на дешевизну общих билетов. В России они дешевле плацкартных процентов на сорок, а на Украине - в два с лишним раза! Также купейные билеты в России дороже плацкартных в два, а иногда почти в три раза, а здесь- всего на 40%.
При покупке билетов в России действуют сезонные коэффициенты, а на Украине их нет.
Билеты на Украине – не именные, приобретаются без паспорта.
По правилам дают до 5 билетов в одни руки. Как и в России, группы пытаются отослать в групповые кассы, берущие дополнительно сбор 15 гривен. Осенью 2008 года на вокзале г. Киева продавали до восьми билетов в одной кассе. При этом все кассиры категорически отказывались подбирать номер вагона (якобы за это увольняют).
Возвращать билет надо больше, чем за сутки до отправления, тогда при возврате возьмут сбор 7 гривен, и общие потери составят 14 гривен, (примерно 70 рублей).
Постельное белье "по умолчанию" включают в украинские билеты, если оно не нужно, не забудьте предупредить кассира. Приобрести белье в поезде за деньги нельзя.
"Фирменные" поезда стоят дороже не на 30%, как в России, а процентов на 15.
Дети до 13 лет включительно, независимо от гражданства и обучения в школе, едут по ДЕТСКИМ БИЛЕТАМ, которые процентов на двадцать дешевле; в кассе просят показать ксерокопию свидетельства о рождении, вероятно, можно просто написать данные о дате рождения, фамилию, имя, отчество. На вокзале Киева есть специальная касса "для пассажиров с детьми".
При покупке билета из Украины в Россию никакой экономии не получится, проще купить обратный билет в Москве. Исключением, видимо, будут билеты для детей до 13 лет включительно - они очень дешевы на международные поезда. (Так, в ноябре 2008 года билет для ребенка от Киева до Москвы стоил около 350 рублей, в то время как стоимость школьного(!) билета, приобретенного в Москве, составляла около 600 рублей, взрослого - около 800.)
ЦЕНЫ, СКИДКИ, СБОРЫ (2008).- Полезно отличать кассы, не берущие дополнительных сборов (они находятся на вокзалах, железнодорожных станциях, в Центральном железнодорожном агентстве) от касс различных трансагентств. Последние взимают дополнительный сбор за продажу билета, обычно не менее 150 рублей. Кстати, возврат билетов в некоторых трансагентствах не облагается дополнительными сборами.
- Знайте, что если не попросить кассира не давать вам квитанцию добровольного страхования, то он ее даст, а это потеря 50 лишних рублей. Впрочем, при большом желании бумажку эту можно сдать назад в любой кассе.
- Стоимость билетов на внутренние украинские поезда (разумеется, купленных не в России), раза в два меньше аналогичных цен в России.
- При покупке билета от вашего города более чем за 9 суток до момента отправления поезда комиссионный сбор не взимается, так что есть повод сэкономить 72.1 рублей на каждом билете!
В сутки отправления этот сбор составит 80.1 рублей.
- При покупке билета не от вашего города, в том числе обратного билета, сбор составит 144.2 рублей, вне зависимости от того, насколько заранее вы приобретаете его.
- Приобретение билета через Интернет позволит не платить комиссионные сборы при покупке любых билетов в любое время.
- Возврат билета в пункте отправления более чем за 8 часов до отправления приведет к потере 79,2 рублей, а также ранее уплаченных сборов, от 2 до 8 часов - ещё и к потере 50% стоимости плацкарты (стоимость билета состоит из стоимости проезда в общем вагоне плюс Ваша доплата за плацкартное или купейное место, эти суммы напечатаны на билете. Вот от этой последней удерживают 50%). Билет можно сдать даже при опоздании на поезд не более 12 часов- с потерей стоимости плацкарты. Так что любителям опаздывать на поезд советую ездить в общем вагоне :)!
"ФИРМЕННЫЕ" ПОЕЗДА Как известно, "фирменные" поезда стоят дороже обычно на 30%. Однако, в таких поездах иногда бывают "нефирменные" вагоны, билет в них продается по обычному тарифу (к сожалению, в последние годы это явление встречается всё реже). У некоторых фирменных поездов бывают дешевые прицепные вагоны, следующие в какие-то специальные места. Узнать о наличии нефирменных вагонов и стоимости проезда в них можно по указанным выше адресам http://www.ufs-online.ru/rzhd/getInitParams.aspx и другим.
Цены на разные поезда также могут существенно отличаться. Например, плацкартный билет на быстрый и удобный фирменный поезд Москва- Иркутск летом 2007 года был всего на 10% дороже билета на медленный нефирменный поезд.
Работники касс скорее всего не позаботятся о стоимости Вашего билета, поэтому следует изучить цены до покупки.
ПРИЦЕПНЫЕ ВАГОНЫДо сих пор некоторые поезда имеют беспересадочные вагоны, которые следуют в разные интересные места, например, из Москвы в Углич, Весьегонск, Лев Толстой. Как правило, они являются "нефирменными вагонами фирменного поезда", а если поезд скорый, они, из-за перецепки к местному поезду, являются пассажирскими, следовательно, дешевыми. Железная дорога успешно борется с этим пережитком социализма и таких вагонов становится всё меньше и меньше.
Например, Из Москвы в Елец (2007) идет дорогой фирменный поезд 029М, отправляющийся в 21-20, прибывающий около пяти утра. Однако в этом поезде есть весьма удобные нефирменные прицепные вагоны, следующие до станции Лев Толстой. Билеты в эти вагоны, как туда, так и обратно продаются за 10 суток до момента отправления поезда (т.е. после 21-20 соответствующего дня они появляются в кассах). Купив билет в такой вагон, вы не только сэкономите много денег, но сможете сладко спать в вагоне до его отправления из Ельца в восьмом часу утра (если едете в Елец). Поезд удобен и для обратного выезда и не слишком быстр; около 23 часов в Ельце уже можно загрузиться в вагон, который будет стоять на станции часа два. Прибытие в Москву в 08-55. Если вы хотите ехать до или от Ельца в дешевом прицепном вагоне, надо просить билеты до (от) станции Талица Ел. Разумеется, до (от) станции Елец в этот вагон билеты в кассе не продаются.
Также в Орёл и обратно в Москву удобно ехать в прицепном вагоне, билет надо брать до (от) станции Семинарская.
ПОСТЕЛЬНОЕ БЕЛЬЁС 2007 года в указываемую на сайтах стоимость билетов входит стоимость постели (от 72.1 рублей в обычном плацкарте до 98(?цена 2008) рублей в фирменном плацкартном вагоне, дороже в купе и ещё дороже <
Поместить в закладки: