Вторник, 21.11.2017
Клуб Активного Туризма и Отдыха
Меню сайта
Категории каталога
Маршруты [9]
Отчеты [2]
Статьи [9]
О районах и походах [0]
Снаряжение и матириалы [0]
Мини-чат
Наш опрос
Каким видом спортивного туризма Вы занимаетесь или хотели заниматься?
1. горный туризм
2. пешеходный туризм
3. конный туризм и T.R.E.C.
4. велосипедный туризм
5. водный туризм
6. лыжный туризм
7. рафтинг
8. альпинизм, скалолазание
9. парусный туризм
10. автомобильный туризм
11. мототуризм
12. дайвинг
13. спелеология
14. я не занимаюсь экстримом
15. другой вид
Всего ответов: 28
Главная » Статьи » Горный туризм » Статьи

Стратегия и тактика горных походов (Часть2)

Тактика прохождения маршрута

Фото из горного похода <<< Часть 1 смотри здесь >>> Продолжение.
Итак, ваш маршрут готов. Все дни, из которых он составлен, можно разделить на группы - дни подходов, перевальные дни, дни отдыха (дневки). В дни подходов вы проходите по 8-15 км, если путь движения однозначен - то, не особо оглядываясь на погоду. Маршрут проходит от простого к сложному, затем опять к простому.


Дневной режим

Режим каждого дня вашего похода зависит от ряда факторов, в которые входит как выбор района, так и погодные условия в день прохождения, и еще масса факторов.

Время выхода определяется, как правило, руководителем, его стилем руководства. Сам я никогда не практикую поздние выходы, планируя выход не позже 8-00 утра. Теперь вы должны вычислить время сбора вашей группы с момента подъема дежурного - собственно, это время и определит сам момент подъема дежурного и остальной части группы. В среднем это время равно двум часам. Когда-то давно мы "догоняли" это время до 40 минут, быстрее не получалось. Знаю, что для некоторых групп и 4 часа не предел. Таким образом, отнимая от планируемого времени выхода время на сборы, вы и объявляете время подъема. Опять же, есть несколько вариантов действий от подъема дежурного, начиная от общего подъема группы вместе с дежурным, и заканчивая подъемом после приготовления завтрака. На мой взгляд, наиболее оптимальный вариант - это подъем всех после начала приготовления пищи. Но в разных ситуациях можно и действовать по-разному. В принципе, желательно выработать стандартный режим дня на большую часть похода - вырабатываются привычки, и, соответственно, экономятся силы.

Примеры. В день подходов подъем дежурного в 5-00, через 5 мин. дежурный предлагает народу постепенно просыпаться, 15 мин. на приготовление 100 гр./чел. кофе или чая, общий подъем, одевание, сборы в палатке - упаковка спальников, обувание, разбор личных вещей, обвязывание, если это необходимо по маршруту движения. Выметание из палатки, начало сбора рюкзаков до приготовления завтрака, завтрак, окончательные сборы, выход в 7-00.

В дни подходов время выхода, как правило, можно смещать на восемь утра, в таких районах, как Кавказ, или на высотах более 5000, или в ненастную погоду. Но, например, в Азии (Памир, Фаны), где при солнечной погоде после десяти-двенадцати часов утра идти просто очень жарко, и поэтому тяжело, практикуют и другой режим - ранний выход (не позже шести утра), потом переходы где-то максимум до полудня, затем отдых часов до четырех, и потом "вечерний моцион" часов до восьми. Причем можно таскать с собой серебристую пленку, с помощью которой на время отдыха создавать тень, т. к. деревьев, как правило, в этих районах нет.

В перевальные дни время выхода определяется тактикой прохождения того препятствия, которое вам предстоит. Бывают очень разные ситуации, которые сложно охватить полностью. Лучше практиковать ранние выходы, не позже шести часов утра даже на простые перевалы, хотя для походов 1-2 к.с. это не настолько актуально. В остальном все будет определяться рельефом, предполагаемыми или известными опасностями и т.п. Например, по описанию вы знаете, что перевальный (вершинный) склон на данном участке камнеопасен после 10-00. Значит, выход нужно планировать таким образом, чтобы вашим составом успеть пройти этот участок до 10-ти. Более подробно о тактике в перевальные дни чуть ниже. Если сезон снежный, при позднем выходе вам может быть придется месить снег по колено, или по пояс, вместо того, чтобы рано утром по смерзшемуся насту проскочить какую-то часть пути в пять-десять раз быстрее. На лавиноопасных участках (например, в межсезонье) вообще часто планируют ночной выход, когда к десяти часам утра уже ставится бивак.

На дневках режим дня - произвольный. В своих походах мы на дневки не имели дежурного, готовили по желанию - кто-то завтрак, кто-то - обед, и т. д.

Рабочий день. Каждый день начинается с подъема и выхода и заканчивается бивачными работами и отдыхом. Время выхода определяется и временем года, когда вы совершаете свой поход, т.е. восходом/заходом, а точнее, световым днем, и теми задачами, которые вам в этот день предстоит решать, и погодными условиями. Желательно большую часть пути осуществлять в светлое время. Исключением будут только выходы на какие-то сложные перевалы повышенной опасности, на восхождения или на лавиноопасные склоны. В общей сложности можно посоветовать начинать движение не позже 8-00, заканчивать не позже 18-00.

Невозможно с рюкзаками идти непрерывно. Поэтому все движение определяется переходами. И в среднем весь день можно разбить на две части - утренние переходы, 4-5 часов, вечерние переходы, тоже 4-5 часов, то есть примерно стандартный рабочий день. Добавляем сюда перекус с отдыхом (1-2 часа, и больше) - получается порядка десяти часов. То есть, если выходить в 8-00, где-то в 18-00 уже можно ставиться. Переходы - это чередование движения и кратковременного отдыха. При этом нужно учитывать, что утром, после сна и завтрака, втягиваться в режим движения тяжелее. И что при отдыхе между переходами более 20 минут вам придется начинать все сначала, т.е. по новой втягивать ваш организм в режим ходьбы. Поэтому отдых между переходами не должен превышать 20 мин. И для первого перехода можно сделать схему 20-5. В зависимости от состояния группы, веса рюкзаков, погоды, можно рекомендовать следующие временные схемы дневных переходов: 30-5, 30-10, 40-10, 45-10, 50-10, 45-15, 50-15, 55-5, где первая цифра - время движения, вторая - время отдыха (в минутах). Более короткие переходы бывают удобнее на этапе акклиматизации, или на большой высоте, более длинные - в середине-конце маршрута, или при плохой погоде. Тоже и с привалами (отдыхом). Когда еще не привыкли к нагрузкам, или в хороших условиях можно отдыхать дольше. При плохой погоде "перекуры" укорачиваются. Конечно, все это имеет отношение к тем участкам, где вся группа движется одновременно. При технической работе, где начинается попеременное или поочередное движение, схема переход/перекур просто исчезает, т. к. каждый участник отдыхает как минимум при движении своего напарника.

Конечно, переходы могут быть и дольше. Основной причиной увеличения переходов является, как правило, холод или плохая погода, когда сидеть просто нет желания. Но идти и вовсе без остановок будет очень тяжело, это возможно только с рюкзаком весом не более 20 кг для мужиков. С рюкзаками за 30 кг максимальные переходы, которые получались у нас - это 2 часа. Потом падаешь, и сидишь до какого-то восстановления, или пока не замерзнешь, после чего можно снова идти. По опыту до замерзания хватало 5-10 минут.

При одновременном движении вы можете обеспечивать группу трехразовым питанием, если же по специфике рельефа "перекус" становится невозможным, выдается усиленный комплект карманного питания.

Конечно, 8-10 часов ходьбы в день никак не определяют режим дня. Количество переходов, и время в пути определяется в большей мере целью дневного перехода. Это могут быть какие-то удобные места для ночлега по пути следования, подход под перевал/вершину, выход к заброске, подъем на перевал, или прохождение участка маршрута до места безопасного бивака, и т.п. В некоторых случаях рабочий день продолжается 16-20 часов. Продолжительность переходов, так же, как и продолжительность рабочего дня, зависит и от веса рюкзака, состояния участников, их физической кондиции, и др. факторов. Например, на разведках налегке, или с легким (до 10 кг) рюкзаком, можно ходить и вовсе без перекуров. Вес рюкзака можно разбить таким образом:

для мужиков - менее 18 кг - очень легкий, до 25 кг - легкий, 25-35 кг - нормальный, 35-45 кг - тяжелый, более 45 кг - очень тяжелый, для дам - нормальный вес 18-22 кг, 22-28 - тяжелый, более 28 - очень тяжелый.

Теперь при грубом подсчете получим, например: 12 переходов в день 40-10. Это 4 часа чистого ходового времени до обеда, столько же - после обеда, то есть 8 часов. При средней скорости 3 км/час можно пройти, в теории 24 км. При средней скорости 2 км/час получится 16 км. Учитывая коэффициент, который в горах в среднем считается 1.2, реально по карте вы как раз и пройдете 12,5-20 км. Добавьте сюда усталость, отсутствие нормальной тропы, какие-нибудь переправы - и этот километраж по карте превратится в 8-15 км - весьма реальный дневной путь.

Перевальные дни. Как было сказано выше, режим движения в перевальные дни определяется рельефом, ожидаемыми опасностями и протяженностью, т. е. временем прохождения каких-то участков. Так же время выхода и прохождения тех или иных участков зависит от экспозиции склона. В большинстве случаев большая часть предстоящих задач решается ранним выходом. Если подъем на перевал требует ориентировочно N часов, а какие-то неудобства на этом склоне возникают после 11 утра, отнимаем от 11 N - и получаем время выхода. Ранний выход, как минимум, исключает движение по жаре, во всяком случае, на подъеме.

Травянистые склоны в большинстве случаев можно проходить в любое время суток. Здесь можно учитывать при выборе времени выхода, во-первых, цель дневного перехода (например, от границы леса до границы леса). Вы выбираете время выхода, чтобы избежать: движения на подъем в жаркое время суток, движения по обмерзшей траве и т. п. Мокрая подмерзшая за ночь трава часто становится тяжелым препятствием, требующим применения ледовой техники. Чтобы этого избежать, можно выйти немного позже, чтобы изморозь на траве уже растаяла.

Осыпные склоны также в большинстве случаев можно проходить в любое время суток. Иногда возможны камнепады с окружающих скальных склонов, но чаще на осыпи падение камней происходит из-под ног самих участников, и обеспечение безопасности определяется уже техникой движения. Поэтому критерий выбора режима дневного перехода также в основном зависит от цели.

Снежные склоны. Тактика прохождения снежных склонов определяется характером снежного покрова, экипировкой группы и наличием/отсутствием лавиноопасности. Если склон безопасен, основное, чего хочется избежать - это глубоко проваливаться при тропежке. Ночью всегда холоднее, поэтому снег утром всегда тверже. Там, где вы в обед можете проваливаться по пояс, рано утром можно пройти, вовсе не проваливаясь. Даже по неглубокому снегу рано утром пройти бывает проще, чем днем. Но если крутизна склона достаточно высока (более 30 градусов), а за ночь снег смерзся до твердого состояния, когда даже рант ботинка на нем оставляет едва заметный след, прохождение в ранние утренние часы при отсутствии кошек может сильно усложнить жизнь. В таких ситуациях, если все-таки необходимо выйти очень рано, пробивают ступени на склоне налегке, накануне вечером, чтобы утром по смерзшимся ступеням легко подняться на перевал/вершину. Спуск по снегу, пока он не сильно проваливается, также проще и приятнее, чем барахтанье по пояс. Правда, бывают ситуации (погода или другие причины), когда снег за ночь не смерзается. В таких случаях избежать тяжелого движения не удастся, но если предстоит жаркий день, лучше также использовать для движения утренние часы. Следует также учитывать, что в зависимости от экспозиции склона, прикрывающих его элементов горного рельефа снег будет раскисать с разной скоростью.

Тактика прохождения лавиноопасных склонов определяется ранним выходом и выбором пути. В межсезонье, при постоянной повышенной лавиноопасности, зачастую выходят ночью, часа в два, а к 8-10 часам утра движение уже прекращают. При движении по лавиноопасному склону идут по линии падения воды, используя любые формы рельефа, повышающие безопасность движения - контрфорсы, выпуклости, выходы скал, трещины, сбросы и т. п. Бывают ситуации, когда сложность преодолеваемого препятствия существенно возрастает, так как вместо простого, но лавиноопасного участка, вы поднимаетесь по более сложному, но безопасному пути. Повышение лавиноопасности конкретного склона зависит и от его экспозиции, что тоже можно учитывать при движении.

Ледовые и скальные склоны, если явные факторы повышенной опасности отсутствуют (конуса лавин, ледовых обвалов, следы камней в зоне движения), можно проходить в любое время дня. При этом следует учитывать, что с повышением температуры на льду появляются ручейки, и при работе с веревкой последняя быстро промокнет, так же, как и сами участники, если требуется работа с крючьями и попеременной страховкой. На скалах безопасность движения повышается выбором маршрута по контрфорсам, под естественными укрытиями и пр.

При наличии над любыми склонами скал, карнизов или ледовых сбросов есть определенная вероятность попасть под камнепад или ледовый обвал. Ледовый обвал - вещь совершенно не предсказуемая, происходит, когда "подошло время". Хотя ночью они происходят все-таки реже. Поэтому четких рекомендаций по тактике прохождения участков, где такой обвал возможен, дать нельзя. Чем раньше - тем, в какой-то мере, безопаснее. Но - без гарантии. При движении по таким склонам необходимо проходить их как можно быстрее, зачастую пренебрегая правилами техники передвижения, по возможности избегая желобов или других признаков "русла" обвалов. Опять же, при движении можно использовать естественные укрытия.

Камнеопасные склоны. Для выбора тактики прохождения в первую очередь нужно знать или оценить причину возможных камнепадов. Наличие осыпи под скалами, или следы камней, сами камни на склоне или под склоном, уже предполагают возможность камнепада. Природных причин камнепадов есть, по крайней мере, две. Первая - это эрозия скал, вторая - вытаивание камней изо льда. В первом случае камнепады имеют ритм жизни, связанный с температурой, а соответственно и с экспозицией склона, временем года, и погодными условиями. Вся эрозия скал связана с водой. При плюсовой температуре на скалах вода тает и течет по скалам, трещинам и другим полостям рельефа. Как только температура опускается ниже нуля, вода начинает замерзать, и разрывает скалы по трещинам. Часть оторванных таким образом кусков породы обваливается, образуя, как правило, вечерний камнепад. Когда вода окончательно замерзает, камнепады прекращаются. А когда снова начинается таяние, начинают обваливаться оторванные, но примерзшие куски породы, образуя, как правило, утренний камнепад. Летом на Кавказе, да и во многих других районах, этот ритм в солнечную погоду согласуется со временем освещения склона (начиная с его верхней части) солнцем - это и будет утренний камнепад в течении примерно 2-х часов после появления солнца, и вечерний камнепад, начинающийся через некоторое время после ухода солнца со склона, и продолжающегося также в течении нескольких часов. Таким образом, выбирая тактику прохождения камнеопасного склона, вы учитываете время, необходимое вашей группе на его прохождение. Если при раннем выходе вы успеваете до утреннего камнепада пройти склон, можно использовать ранний выход, в т. ч. и ночной. Если нет - проще переждать утренний камнепад, и выйти по светлому времени, используя для движения весь световой день. Если светового дня недостаточно - к вечеру необходимо найти более-менее подходящее укрытие от вечернего и утреннего камнепада для бивака. Конечно, многое зависит и от интенсивности камнепада, и от скорости полета камней. На снегу камни летят медленнее, так как тормозятся при каждой встрече со склоном. Скорость во многом зависит и от разгона, то есть от первоначального места отрыва камня. То есть, если интенсивность камнепада и скорость полета камней такова, что от них несложно уворачиваться, таких камнепадов можно не сильно опасаться. При преодолении камнеопасных участков следует также учитывать возможность маневра любого участника - это касается и ширины склона, и наличия страховки - при работе с веревкой маневр ограничен.

Когда камни вытаивают изо льда, камнепад начинается с момента начала таяния льда и продолжается до замерзания льда, то есть летом вскоре после восхода солнца и в течение всего дня. Поэтому прохождение по таким склонам нужно планировать ранним или ночным выходом, чтобы до начала камнепада хотя бы преодолеть большую часть склона. Многое, опять же, зависит от интенсивности камнепада и размеров вытаивающих камней - иногда можно просто не обращать внимания на летящую мелочь, иногда интенсивность полета камней, размеры их и скорость таковы, что склон становится просто непроходимым. Таким образом, тактика преодоления камнеопасных участков очень сильно зависит от характера камнепадов и времени, необходимого на прохождение этих участков, то есть от сложности препятствия.

Примеры. Склон перевала Джайлык 3А (1999 г.) выглядел угрожающе - огромное количество следов камней на снегу. Мы даже не рискнули идти его с ходу, и в течение дня наблюдали за его жизнью. Классический (описанный) вариант подъема отпадал - избежать встречи с камнями там практически невозможно, сыпать начинает где-то с 8-ми утра с завидным постоянством. В итоге выбрали путь - начало - по льду, 5 веревок, вышли в темноте, чтобы до 8-ми утра уйти из снежной чаши, и к 8-ми утра ушли в сторону, на восточную часть восточной стены Тютю, и далее по скальному контрфорсу - на седловину, чуть выше традиционной. Все, что летело - летело в стороне от нас, а, наблюдая объем летящего, мы только радовались, что идем в стороне. Наверно, подъем несколько усложнился - 17 веревок, 12 из которых по скалам, но зато безопасно.

Поднимаясь по южной стене п. Энергия (Фаны), оценили камнеопасность "на взгляд". Стена скальная, экспозиция южная, освещается рано. Ожидая стандартного режима камнепадов, решили выйти на стену часов в 10 утра, после утренних камнепадов. Но оказалось, что на стене основная причина камнепадов - вытаивание камней изо льда. В результате мы попали под регулярный обстрел уже в нижней части стены, где он гораздо опаснее, так как и скорость камней гораздо выше, и из-за перегиба стены не видно, когда они летят, появляются в зоне видимости уже на подлете. Пришлось поуворачиваться. Если бы вышли рано утром, то проскочили бы нижнюю часть стены без камнепадов, и скорей всего не ночевали бы на стене.

Немаловажным фактором при прохождении маршрута, определяющим и вашу тактику, является расстановка участников и руководителя. Руководитель должен двигаться таким образом, чтобы осуществлять контроль за всей группой. И его место во многом зависит от опыта участников и от схожености группы. Если вы ходите с одними и теми же людьми не один год, то, как правило, вы четко себе представляете, кого и на каком рельефе можно выпускать вперед, кого ставить сзади. Если вместе идете первый раз, да еще и без предварительной совместной подготовки, задача руководителя существенно усложняется. Зачастую решение большинства технических задач он будет исполнять сам, просто не ориентируясь в возможностях своих участников. Учитывая просто огромное количество отрицательных факторов, связанных с действиями группы, собранной перед выходом на маршрут, подобный подход в формировании группы можно считать неприемлемым.

Расстановка участников предполагает обеспечение безопасности. Соответственно, зависит от формы рельефа, по которой вы в данный момент проходите. На простых формах рельефа главное - никого не потерять. Это определяется движением в зоне видимости, то есть участники обязаны следить за тем, чтобы идущий следом не пропал из зоны видимости. А уж руководитель в большинстве случаев должен контролировать всех. И лишь в редких случаях, при движении по дорогам или очевидным тропам, возможен выход участников из зоны видимости. Естественно, при движении по более сложным формам рельефа группа должна еще более соблюдать правило взаимоконтроля. Один из способов - когда впереди идет наиболее тихоходный участник. При движении плотной группой место руководителя не принципиально (определяется по силам, или по смене, например, при тропежке). Если приходится растягиваться, руководителю лучше находиться в серединке, или в конце группы. А иногда (зависит опять же от схожености и знания участников) - впереди, чтобы притормаживать наиболее торопливых и не позволять группе растеряться. На сложном рельефе впереди/сзади работают наиболее подготовленные участники. В состав наиболее подготовленных может входить и руководитель.

Окончание. Часть 3 Стратегия и тактика. Построение маршрутов >>>.

Поместить в закладки:



Источник: http://adjuliy.narod.ru/
Категория: Статьи | Добавил: Aaz (10.11.2007) | Автор: Анатолий Джулий
Просмотров: 4166 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Реклама на сайте
Рейтинг участников:
Друзья сайта
Статистика
© 2007-2017 Клуб АТО
Все материалы, опубликованные на сайте, публикуются с разрешения авторов или самими авторами.
При любом использовании материалов ссылка на "Клуб АТО" обязательна.
При полной или частичной перепечатке, копировании материалов в интернете гиперссылка на "Клуб АТО" обязательна.
Используются технологии uCoz

  Экстремальный портал VVV.RU