Стратегия
1. Цель, мотивация участника
- хочу пойти в горы
- хочу закрыть разряд
- хочу ходить сложные маршруты
- хочу приобрести друзей
- хочу посмотреть новые красивые места
2. Цель и мотивация руководителя, инструктора
- хочу сводить поход ... к.с.
- хочу организовать школу тур. подготовки (или ты должен)
- хочу стажироваться на инструктора (должен)
- хочу выполнить очередной разряд
- хочу выиграть чемпионат Москвы, России, и др.
- мотивировка от инструктора, руководителя и др.
Все эти и многие другие причины, которые
заставляют нас заниматься организацией похода, в какой-то мере и
определяют стратегию будущих походов. Стратегия, конечно, определяется
руководителем. И при любой цели или мотивации основной стратегической
задачей будет - сводить поход данной категории, обеспечив безопасное прохождение маршрута.
Дальше на эту задачу накладывается масса отпечатков, которые и
определяют будущую нитку маршрута. Например, вы считаете, что нужно для
первого раза сводить поход с минимальным набором препятствий, лишь бы
он соответствовал нужной вам категории. Или вы хотите пройти
максимально насыщенный технически для данной категории маршрут (для
участия ли в чемпионате, или просто вам так больше нравится, это
неважно). Или у вас организованно учебное мероприятие, в рамках
которого вы не хотите строить сверх насыщенный маршрут, а хотите
выполнить нечто среднее. Правильный выбор задачи и обеспечит безопасное
прохождение похода.
И так, стратегия. В верхней
части планирования может стоять некая долгосрочная программа. В
альпинизме, например, такой программой может быть покорение всех
восьмитысячников, или программа "Семь вершин" - покорение высших точек
разных континентов. Ваша программа может быть ориентирована как на
собственные желания, так и на финансовые возможности. Одна из таких
программ, например - "я хочу посетить все горные районы бывшего СССР",
или "хочу пройти все сложные перевалы Кавказа" и т. п. Подобная
программа может быть рассчитана на не один десяток лет, в связи с чем
может и никогда не выполнится, но и такое планирование может оказаться
в чем-то интересным и полезным. Ваш стратегический план может быть
определен и другой мотивировкой - например, "хочу выполнить звание
мастера спорта за 5 (6, 10) лет". Все это будет определяться и тем
временем, которым вы располагаете для пребывания в горах. Если у вас,
скажем, есть только один месяц вашего отпуска, вы можете организовать
один большой и сложный поход, или несколько более простых или коротких.
Очень часто сейчас планируют учебное мероприятие, в котором проходят
маршруты низких категорий, после которого собираются инструктора и идут
"доходить" сложную часть до похода более высокой категории. Я такую
практику считаю не правильной, но с другой стороны, что делать, когда
по-другому просто не получается. Хотя бы потому, что если все более
подготовленные руководители/инструктора будут ходить только в сложные
походы, заниматься с новичками будет просто некому. Но в идеальном
случае, если у вас есть возможность ходить несколько походов в сезон,
лучше между ними делать перерыв хотя бы дней 10. А если и делать
несколько походов подряд, то не нужно их "дохаживать", пусть это лучше
будут полноценные отдельные маршруты. При этом важно, чтобы вы
рассчитали собственные силы и были уверенны, что этих сил хватит на оба
маршрута. По моему опыту могу сказать, что, как правило, сделать больше
двух походов в сезон уже довольно сложно (т. е., если вы ограничены
лишь отпуском).
Пример 1. Я, в свое время, расписал себе программу на 10 летних сезонов по районам, выглядело примерно так:
- 1990 г. - Памир;
- 1991 г. - Вост. Часть Ц. Тянь-Шаня;
- 1992 г. - Фаны;
- 1993 г. - Матча;
- 1994 г. - Тепли-Джимарай-Казбек и т.д.
Этому плану не суждено было сбыться, так
как появились "любимые районы" - это Памир, Вост. Часть Ц. Тянь-Шаня,
начали формироваться идеи по прохождению новых перевалов в этих
районах, и меня потом снова и снова тянуло туда.
Есть или нет у вас долгосрочного плана - это
не так важно, когда вы приступаете к планированию самого похода. Итак,
перед вами стоит задача - подготовить маршрут данной категории. С чего
начать? Конечно, с выбора района. Принцип выбора района тоже может быть
самым разным. Например, он может опираться на ваш долгосрочный
стратегический план. Или на желание вашей уже сформировавшейся группы.
Или на ее же финансовые возможности. Ведь сейчас простые походы (до
второй категории сложности) можно делать и в среднегорье, например, в
Хибинах, или на Урале. Для многих это удобнее и дешевле. Если у вас нет
группы, но есть желание пойти в конкретный район, вы можете набирать
группу для похода именно в этот район. Или ваш выбор будет
коллективным, то есть соберутся все инструктора/руководители вашего
клуба/секции, и решат, что в этом сезоне все дружно идут на Тянь-Шань.
Или еще куда-то. При этом не важно, будет это учебное мероприятие типа
школы, просто спортивные совместные сборы, или просто спортивные походы
в одном районе.
Стратегия построения маршрута.
При составлении маршрута необходимо учесть довольно большое количество
факторов, которое и определит в дальнейшем успех вашего мероприятия. К
этим факторам можно отнести:
- цели и задачи маршрута;
- необходимость акклиматизации;
- подготовку группы (первый/не первый поход и др.);
- выбор района;
- сроки и продолжительность похода;
- километраж;
- количественный и качественный состав группы;
- планирование забросок;
- планирование высотного и технического графика маршрута;
- планирование дневок, вынужденные дневки;
- планирование запасных и аварийных вариантов;
- планирование учебных мероприятий.
Все эти факторы, за исключением последнего, и
будут влиять на конечный выбор препятствий, из которых составится ваш
маршрут. И обеспечат безопасное прохождение маршрута.
Когда вы готовите маршрут, основным критерием обеспечения безопасного
прохождения будет как раз правильная оценка возможностей группы
(учитывающая опять же массу факторов, начиная от формального опыта -
походного и высотного, и заканчивая объемом совместных технических и
ОФП-ых тренировок.). Для построения маршрута, естественно, необходимо
руководствоваться действующими "правилами проведения походов". В них
регламентированы требования к походам - рекомендуемая протяженность и
продолжительность, минимальный набор препятствий, требования к опыту
участников/руководителя, и др. Например, поход второй к. с. должен
иметь протяженность 120 км, и не менее 3-х категорированных
препятствий, из которых не менее двух - 1Б к. тр. Рекомендуемая
продолжительность такого похода - 10 дней.
Посмотрим, как влияют разные факторы на подготовку нитки маршрута и обеспечение безопасности.
Цели и задачи маршрута. Как
уже было сказано выше, основная цель любого маршрута - это его
соответствие той категории, которую вы хотите пройти. Но встает и
вопрос - а что вы хотите показать своей группе? Решение более-менее
сложных технических задач начинается только с перевалов 2А-2Б. На более
простых перевалах вы ничего не получаете, кроме физической нагрузки с
перетаскиванием рюкзака. Значит, в походах 1-2 к.с. должно быть еще
что-то, представляющее интерес для вашей команды. Как раз для поиска
этих "изюминок" и нужно любому руководителю постараться достаточно
подробно изучить район. Что это будет - какие-то природные "прелести",
красивый вид с перевала, озера, источники, или остатки древних построек
- не так важно. Если, планируя посещение каких-то мест, вы сможете про
эти места еще и рассказать что-то интересное - у вас будет гораздо
больше шансов создать группу, с которой будете ходить потом много лет.
Представьте - можно просто ткнуть пальцем и сказать - это башня. Но
если вы еще и расскажете, что эта башня построена сванами примерно в
таком-то веке, что у нее своеобразная крыша, отличающая ее от башен
других народов Кавказа, как и почему она устроена внутри, почему она
квадратная, а не круглая и т. д., пользы от вашего похода будет больше.
Знания позволяют улучшать климат в группе, делать ваш коллектив более
дружным. Конечно, гораздо интереснее рассказать про Ужбу и историю ее
покорения, чем просто ткнуть пальцем и сказать - "это, наверное, Ужба".
Или показать на седловину сложного перевала, и сказать, что это перевал
такой-то категории сложности, был впервые пройден тогда-то и т. п.
Прикинуть оптимальный путь подъема на перевал, и объяснить - почему.
Естественно, чем более сложный маршрут вы
планируете, тем более доминирующей составляющей становится спортивная
часть маршрута, то есть технически сложные препятствия. Здесь ваша
задача - выбрать маршрут, который будет по силам вашей группе, и будет
включать интересующие вас перевалы с разнообразной техникой,
восхождения, траверсы, то есть стремиться сделать маршрут максимально
полноценным, но соответствующим и вашим собственным возможностям, и
возможностям вашей группы. Это и есть главная задача руководителя -
правильно оценить возможности своих участников и свои собственные, и
выбрать соответствующий набор препятствий.
Примеры. 1. Планируя поход 1-й к. с. по
западному Кавказу, я больше старался сориентироваться на природу и на
места боев ВОВ. Надо сказать, это себя оправдало. Была поздняя осень,
мы рыскали по ягодным местам, поедая перезревшую Кавказскую чернику, а
потом вылезли на перевал Наур, и бродили там по блиндажам, пытаясь
представить, что здесь происходило тогда, давно.
2. В походе 6-й к.с. по Фанским горам мы
запланировали в конце выход через простой перевал (2А) на Маргузорские
озера. Это был "забег" на 100 км, который после всей нашей технической
части дался нам тяжело, но как он был вознагражден! Цепь Маргузорских
озер - да ничего красивее я до сих пор не видел.
Акклиматизация и выбор района.
Эти факторы, в принципе, взаимосвязаны. Хотя играют роль в
акклиматизации и сроки похода. Понятно, что в разных горных районах
разные высоты. Например, средняя высота Кавказских перевалов колеблется
на уровне 3200-3400 м. А на Памире, например, наиболее низкие перевалы
превышают 4000 м над уровнем моря. Для плавной акклиматизации первые
несколько дней, например, на Кавказе, или до пяти дней на Памире,
должны быть менее насыщенными, чем последующие. Можно запланировать на
начало маршрута длинные подходы, что упростит процесс акклиматизации.
Но сейчас зачастую, особенно на Кавказе, можно подъехать почти под
перевал, и на второй день уже на него подниматься. Для нормальной
акклиматизации, особенно в походах низких категорий, в которых у вас,
как правило, новички, этого делать не стоит. В начале похода первый
перевал следует планировать на второй-третий день маршрута, а в высоких
горах - на 3-5-й день. Первый перевал всегда идется тяжелее, поэтому не
нужно, чтобы он был самым сложным на маршруте. И самым высоким. Он
должен быть проще и ниже. Для походов второй категории это перевал 1А.
Для троек - 1А-1Б. Для четверок 1А-2А. И так далее.
Примеры. Можно приехать в Азау на Кавказе, и на канатке подняться
сразу практически под перевал Хотютау, вплоть до станции "Мир", которая
находится на уровне седловины перевала. И в тот же день можно выйти на
перевал. Это неправильно, последствия такого планирования не
предсказуемы. Особенно если учесть, что такой вариант разыгрывается как
правило новичковыми группами. Лучше из Азау идти вверх пешком,
поднимаясь на перевал на второй-третий день. Хотя это далеко не лучший
вариант начала маршрута. На Памире один из возможных "входных"
перевалов в район ледника Федченко - перевал Абдукагор, 2А, 5000 м.
Иногда с него начинают. На машине можно подъехать достаточно близко,
чтобы на третий день на него вылезти. А что потом? Вы попадаете в
верховья ледника Федченко, спуска, как такового, с перевала нет,
попадаете на плато. Там большей части участников может здорово
"поплохеть". Результат - как минимум сход с маршрута. Особенно
скоростной режим подъема сказывается в межсезонье. Раньше очень много
туристов на майский праздники выходили на Кавказ с целью восхождения на
Эльбрус или Казбек. И каждый год от туда кого-нибудь спускали с оттеком
легких - основным итогом неправильной акклиматизации. И каждый год
из-за этого там кто-то погибал. Основная причина - ограниченные сроки
мероприятия. И, соответственно, скоростной подъем. На третий день -
выше 4000. Хотя стоит здесь сказать, что, имея уже большой опыт
ежегодных высотных походов, т.е. при отсутствии большого перерыва,
такое движение вполне приемлемо. Мы так ходили и на Эльбрусе, и на
Тянь-Шане, когда, прилетев на вертолете на 4000, на третий день уже
поднимались на 5300, а на четвертый - на 5800, к пещерам под
Хан-Тенгри. Это лишь говорит о том, что всегда нужно учитывать опыт
своей группы. На п. Ленина мы вообще, проверяя себя, попытались на
пятый день полезть на вершину. Добрели до 6700, но там у меня силы
кончились, и мы спустились на отдых.
При подъеме выше трех тысяч метров не нужно
планировать набор высоты более 500 м в день, особенно если на верхней
отметке вы планируете ночевку. И особенно в первом походе. Во многих
районах, воспользовавшись вертолетом, можно сходу залететь на высоту
4000-4500 м, а иногда и выше. Но при этом нужно быть готовым к тому,
что чрез день-другой придется улететь обратно. Можно рекомендовать и
режим активной акклиматизации, когда вы быстро набираете заданные на
день 500 м, ставите бивак, и уходите налегке выше, проводите там
какое-то время, затем спускаетесь к биваку. Такой ритм позволит в
последующие дни набирать большую высоту (без риска заболеваний - метров
700). По окончании акклиматизации набор высоты уже может быть любым, т.
е., на сколько "здоровья хватит". При выборе перевалов, да и всей нитки
похода, следует учитывать и высотный опыт участников. В старых правилах
был даже такой пункт - от сезона к сезону высотный опыт может
повышаться не более, чем на 1200 м. На мой взгляд, очень правильный был
пункт. Так же для акклиматизации следует учитывать, что первый поход,
например, на Памире, и без того будет для многих тяжелее. Поэтому в
первые высотные походы я бы не рекомендовал строить перенасыщенный
маршрут, выполняя его близким к эталону, не закладывая длинные высотные
траверсы и т.п.
Подготовка группы. Если ваша
группа - это группа новичков, планируйте ваш маршрут в стиле средней
или минимальной напряженности. Не стоит забывать, что на простых
перевалах нет каких-то особых прелестей, и если вы вместо двух-трех 1А,
скажем, в походе первой категории, запланируете их 5-8, у людей от
такого маршрута, скорее всего, останется в голове бесконечная "сыпуха",
перемежающаяся снежниками. Да и безопасность ваша, скорее всего,
пострадает - от этих бесконечных похожих действий притупляется
внимание, накапливается и усталость, что иногда и приводит к ЧП в,
казалось бы, абсолютно тривиальной ситуации. И большая часть из них
может просто больше не пойти в горы. Так что, составляя маршруты низких
категорий, следует больше обратить внимания на ожидаемые природные или
исторические места. Интересно спланировать простой маршрут так, чтобы
пройтись по разным достопримечательностям района, будь-то какие-то
красивые ущелья, водопады, или какие-нибудь остатки древних
поселков/крепостей. А вытащить людей на перевал, с которого открывается
великолепный вид, например, на Эльбрус?
Ваш состав группы может влиять и на выбор
района, то есть на степень автономности маршрута. Да и техническая
сложность перевалов в разных районах несколько отличается. Выбирая
район и набор препятствий, следует учитывать "запас прочности" вашей
группы, который во многом определяется количеством совместных
тренировок, техническим мастерством, наличием лидеров на разные формы
рельефа и, конечно, опытом. В том числе и опытом пребывания в выбранном
районе.
Следует в качестве примера отметить, что в
походах простых категорий прохождение большого количества перевалов -
отнюдь не главная цель. Да, пожалуй, в любом походе, больше - не значит
лучше.
При планировании первого похода в высотный
район не стоит перегружать маршрут препятствиями - первый поход,
например, по Памиру, итак будет тяжелым для большинства участников
Выбор района. Какую цель вы
преследуете, выбирая район? В любом случае, он должен подходить для
организации похода данной категории. Например, на Кавказе можно с
легкостью строить маршруты 1-4 категории сложности. С 5-6 стало хуже
после появления границы, построение полноценных сложных маршрутов на
Кавказе стало более проблематичным. А в Фанских горах, например, очень
сложно выстроить нормальную "единичку". Зато достаточно хорошо
"ложатся" в район маршруты 2-6 к. с. А в высоких горах, на Памире, или
Восточной части Ц. Тянь-Шаня и поход третьей категории выполнить
достаточно сложно. Не то, чтобы невозможно. Но он будет такой, "по
краям" района. Даже маршруты четвертой категории редко строятся в этих
районах. В основном это маршруты 5-6 к.с. Другой целью может служить
желание попасть в новый для вас район, где вы раньше не были.
Примеры. На Кавказе желательно строить
маршрут таким образом, чтобы проходить его в пределах одной республики,
т. к. тогда не придется получать погранпропуска в разных городах.
Маршрут третьей к.с. в Приэльбрусье.
Тырныауз - р. Тютюсу - пер. Килар (1Б) - р. Башиль - пер.Грановского
(2А) - пер. Гумачи (2А) - пос. Эльбрус (заброска) - р. Ирик - пер.
Ирикчат (1Б) - сев. поля Эльбруса - пер. Седло Эльбруса (2А) - пос.
Азау.
Сроки и продолжительность похода.
Сроки, как правило, влияют на состояние снежного покрова и погодные
условия в каждом районе. Оптимальные сроки проведения предполагают
период наиболее устойчивой погоды для данного района. Более ранние
сроки, например, на Кавказе, приводят к большему количеству снега на
склонах. Позже - больше открытого льда и т. п. Походы в межсезонье
предполагают неустойчивую погоду, большое количество осадков. Таким
образом, выбор сроков проведения похода может сильно повлиять на
количество и характер препятствий. А переоценка своих возможностей
приведет к срыву маршрута, а в худшем случае - к ЧП. При выборе сроков
проведения похода оказывает влияние и состав группы, то есть график
отпусков участников. Выбор неблагоприятных сроков определяется обычно,
во-первых, возможностью сходить небольшой поход, не растрачивая
собственный отпуск, например, на майские праздники, во-вторых - целью.
То есть, руководитель и группа могут ставить перед собой задачу
прохождения маршрута соответствующей категории в более сложных условиях
(межсезонье или зимой). Продолжительность похода определяется,
во-первых, возможностями участников (есть неделя, две, три), во-вторых,
категорией сложности похода, и, в-третьих, поставленными задачами (то
есть количеством препятствий, которые вам хочется пройти).
К примеру, одной из характеристик
межсезонья является повышенная лавиноопасность. Соответственно, для
походов в межсезонье лучше подбирать безопасные в этом смысле
препятствия - имеющие гребневой характер, или короткие, но крутые
участки рельефа. На каждое препятствие в межсезонье зачастую лучше
планировать на один-два дня больше, чем в сезон. Соответственно, при
одинаковой продолжительности любой маршрут в межсезонье будет менее
насыщенным по количеству препятствий, чем в сезон. Так же происходит
при планировании маршрутов в высоких горах - там на единицу времени
приходится гораздо меньше препятствий, чем на том же Кавказе. А в
районе В. части Ц. Тянь-Шаня и в 30-дневном маршруте очень редко
превышается минимальное количество препятствий для маршрутов 5-6 к. с.
Получается, что запланировать и пройти за 20-30 дней 15-20 препятствий
на Кавказе - вполне реальная задача, а если вы с такой же идеей придете
в МКК выпускаться на том же Тянь-Шане - ваш маршрут можно будет даже не
рассматривать.
Здесь следует добавить, что для какой-то
предварительной оценки сроков/количества препятствий можно
руководствоваться рекомендациями по оценке сложности перевалов, где
указано ориентировочное время прохождения перевала той или иной к.с.
Так, перевалы 1А-1Б можно в некоторых ситуациях проходить по несколько
в день. Так же, как и 2А, если там нет временных ограничений,
определяющих безопасное прохождение (т. е. камнепады, раскисший снег и
др. факторы). 2Б-3А на том же Кавказе в сегодняшних условиях (мало
снега) ходят 1 в день.
Километраж. При построении
маршрута следует учитывать среднюю скорость движения в горах. Здесь
нельзя исходить из принципа - средняя скорость ходьбы 5 км/час, за 8-мь
рабочих часов - 40 километров. При таком подходе (единичка - за три
дня) - вы далеко не уйдете. Во-первых, средняя скорость движения с
рюкзаком будет где-то в районе 3 км/час. А на подъемах, или в период
акклиматизации - и того меньше. Поэтому средняя норма дневного перехода
- 8-12 км. В перевальные дни, как правило, получается еще меньше. И эта
разница возрастает по мере повышения категории сложности препятствия,
которое вы проходите. На сложных перевалах может получиться и так, что
вы за несколько дней пройдете по карте лишь несколько километров. При
наличии глубокого снега (межсезонье, или снежные районы) этот
километраж может быть еще меньше. У нас на Тянь-Шане темп движения по
глубокому снегу на ровной поверхности падал иногда до 2 км/день.
Попадались участки, где мы двигались со скоростью 40 м/час. Тоже,
кстати, касается и сложного скального рельефа. Как-то на участке стены
в 2 веревки мы работали 4 часа. На другом участке скального гребня с
двумя ключевыми участками сложного лазания по 20-30 м мы провели 5,5
часов. На альпинистских маршрутах доходит до 20 м/день на сложных
скалах.
На пологих участках маршрута, уже после
периода акклиматизации, при наличии троп или дорог можно планировать
прохождение 15-20 км в день. А больший километраж можно запланировать
только на выходе с маршрута, когда с практически пустыми рюкзаками
можно "пробежать" за день 30-35 км. Если вы такой марафон совершите в
начале или середине маршрута, может получиться так, что дальше у вас
идти никто не захочет, или придется делать дневку.
Количественный и качественный состав группы.
Состав вашей группы в полной мере может влиять на выбор как района, так
и количества и характера препятствий. Одной из рекомендаций, которая
раньше была прописана в правилах, является набор высоты от сезона к
сезону - не более 1200 м. То есть, если у вас и ваших участников есть
высотный опыт 3200, в следующем сезоне их желательно вести на
препятствия не выше 4400, а уже в следующем - 5600, и т. д. В этом
подходе есть какое-то рациональное зерно, повышающее в какой-то мере
безопасность автономных маршрутов. Таким образом, имея только опыт
Кавказских перевалов, довольно сложно рассчитывать на успешный поход по
Памиру с перевалами выше пяти тысяч, и лучше не планировать перевалы
выше 6000 м. Для простых походов количество участников большой роли не
играет. Здесь лишь можно оговорить несколько моментов - для межсезонья,
при движении по глубокому снегу может быть лучше иметь человек восемь.
При прохождении более сложных препятствий большое количество участников
приводит к увеличению времени прохождения, особенно при движении на
технически сложных участках. Соответственно, это обстоятельство может
заставить вас подбирать более простые перевалы данной категории,
избегать перевалов повышенной опасности, т. е. в какой-то мере
ограничивать себя в выборе. На количество и состав планируемых
препятствий может влиять и количество девушек в группе. Или строить
маршрут так, чтобы проходить определяющие перевалы на спуск по сложной
стороне. Маршрут, в таком случае, будет "терять" в плане спортивной
сложности. Уровень подготовки ваших участников и вашей, наличие
"тридцатипроцентников", так же может влиять на количественный и
качественный состав выбираемых препятствий. На мой взгляд, любой поход
будет совершенен в спортивном плане, если в нитку будут включены
перевалы/вершины, собирающие весь набор горного рельефа - скалы, лед,
снег, когда на маршруте присутствует прохождение определяющих участков,
как на подъем, так и на спуск. При этом не следует забывать, что
правильная оценка вами возможностей вашей группы и соответствующий этим
возможностям выбор набора препятствий и будет главным критерием безопасного прохождения маршрута.
Планирование забросок. Чем
сложнее и насыщеннее поход, тем он продолжительнее. Конечно, трудно
рассчитывать на какой-то глобальный успех в 30-дневном походе, если вы
все продукты на этот поход тащите с собой. Даже при раскладке в 500-600
грамм это получится порядка 15-18 кг груза, плюс топливо, и "пустой"
рюкзак, который в сложном походе получается весом где-то 20-25 кг. В
результате получается где-то за 45. Много ли можно находить с таким
весом? А при наличии девушек в группе бедные мужики еще догружаются.
Для нормального и безопасного прохождения похода продолжительностью
более 10 дней лучше планировать заброски. А при продолжительности более
15 дней заброску лучше сделать обязательно. Заброски, в принципе,
позволяют сократить переносимые грузы до нескольких дней. Например, на
Кавказе, раскидав заброски по соседним ущельям, можно идти и собирать
их после каждого перевала. Но, во-первых, нужно иметь либо много
времени, либо много людей для того, чтобы это сделать. Во-вторых, нужно
ли это? Недельный запас продуктов/топлива является вполне приемлемым
весом в походе любой категории.
Примеры. На мой взгляд, для любого похода
достаточно одной-двух забросок, а в очень сложных и длительных (более
месяца) - трех. Большее количество можно тоже сделать, если для этого
использовать транспорт, например вертолет. Как-то мои знакомые из
Душанбе для похода 6-й категории сложности разбросали заброски с
вертолета на ледники по пути следования, в 200-литровых металлических
бочках - аж шесть штук. Зато питание у них было - любой мог
позавидовать. Разнос забросок зачастую решает попутно и проблему
акклиматизации, особенно если заброски разносятся через перевалы. Такое
редко бывает на Кавказе, но в других районах - вполне часто. В Фанских
горах на начальном этапе мы разносили заброски в течение 5 дней,
разделившись на пары. Двое тащили две заброски по долине Зиндон,
оставляя их в нужных местах, и выходили к месту встречи на Алаудинских
озерах через перевал Чимтарга (1Б, 4600), остальные двое таскали
заброску через перевал Казнок В. (1Б, 4200) на р. Казнок и возвращались
обратно. После этого, начиная основной маршрут, мы уже могли не
задумываться об акклиматизации. На Памире в 1990 году мы тащили все
наши продукты по леднику РГО где-то 13 км до первой точки заброски. Вес
рюкзаков у мужиков - где-то 54 кг (у девушки - 35). Дотащили за полтора
дня. Остальное (слегка за 40) - через перевал Кашал-Аяк (2А, 4300) и
далее по леднику Федченко. Все это заняло четыре дня, а, учитывая
приличные нагрузки, процесс акклиматизации к этому моменту был,
практически, завершен. При развозе вертолетом такой этап активной
акклиматизации пропадает.
Планирование высотного и технического графика маршрута.
Учитывая специфику организма, рекомендуется строить маршрут таким
образом, чтобы наиболее простая его часть попадала на начало и конец
маршрута, а более сложная - в середину. Например, для похода первой
категории сложности может быть запланирован длинный подход под первый
перевал, затем прохождение перевала, затем еще одного - двух перевалов,
и выход из района по какой-нибудь живописной долине. Для похода 3-й
к.с., например, такой набор препятствий - 1А-1Б-2А-2А-1Б, или
1Б-2А-2А-2А-2А-1Б. Наиболее насыщенный поход 3-й категории из известных
мне - это поход на западном Кавказе, в котором было пройдено 23
категорированных препятствия. На Кавказе в сегодняшних условиях
намечается тенденция прохождения одного препятствия в день. Наиболее
высокие перевалы и вершины нужно проходить после завершения этапа
акклиматизации. Не следует препятствия выше 5000 планировать в первые
дни маршрута. Желательно в процессе прохождения маршрута запланировать
выходы ниже границы леса для восстановления сил, если это возможно. В
высоких горах желательно начинать маршрут с перевалов высотой не более
4500 м, а на перевалы/вершины выше 6000 м подниматься не раньше, чем
через неделю от начала маршрута. Учитывая рекомендуемый режим набора
высоты (не более 500 м в день в период акклиматизации) вы можете
составить высотный график вашего маршрута в соответствии с этой
рекомендацией. Для новичковых походов эту величину можно уменьшить. В
сложных, при большом высотном опыте участников, - увеличить. При
планировании перевалов, при желании, можно учесть и экспозиции
перевальных склонов, для возможного выбора оптимального направления
прохождения перевала.
Следует отметить, что, планируя определенное
количество препятствий в те сроки, которые вы себе определили, вы на
самом деле и определяете такой показатель, как напряженность маршрута,
который в какой-то мере можно рассматривать, как количество препятствий
на единицу времени. Здесь вы и планируете свой маршрут так, чтобы
проходить одно препятствие в день, или одно в неделю. Этот выбор
зависит и от подготовки группы, и от выбора района и снова -
обеспечивает безопасность. Конечно, следует учитывать, что в какой-то
момент при "растягивании" темпа прохождения маршрута мероприятие просто
выходит за рамки спортивных походов и превращается в прогулку по горам
с определенным набором препятствий, уже к спортивному туризму не
имеющую никакого отношения.
Примеры. Приведу свой маршрут 5 к.с. на
Памире в 1990 г. пос. Ванч - лед. РГО (заброска у лед. Красноармейский)
- пер. Кашал-Аяк2А 4300 - заброска на лед. Наливкина - пер. Лонжерон 3Б
(факт. 3А) 4900 - лед. РГО (конец этапа акклиматизации и забросок) -
лед. Красноармейский (1-я заброска) - пер. Сюрприз 3А 5200 - лед.
Академии Наук - пер. Песня 2Б п/п 5400 - лед. Федченко - лед.
Витковского - пер. Ак. Сахарова+траверс п. Высокая Стена 3Б п/п 6300 -
лед. Танымас 2-й - р. Танымас - пер. Танымас 1Б 4546 - лед. Федченко -
лед. Наливкина (2-я заброска) - пер. Двойной 2Б п/п 5450 - пер.
Косиненко 2А 4200 - лед. Косиненко - лед. Федченко - пер. Кашал-Аяк 2А
4300 - пос. Ванч. Концовка маршрута (вместо перевала Кашал-Аяк - лед.
Бивачный - пер. Хаджибей 3А - пер. Егорова В. 2Б - пер. Пулковский 1
1Б) была свернута из-за усталости и нехватки времени.
Можно сказать, что этот поход по Памиру
был спланирован с ошибками, из-за отсутствия опыта планирования
подобных маршрутов. В чем? На Памире мы не планировали дни на плохую
погоду. Мы немного не рассчитали собственные силы, заявив слишком много
перевалов. Не имея опыта высотных траверсов, я на участок
первопрохождения выше 6000 м протяженностью 4 км (на подъеме от
седловины перевала - 700 м веревок по скалам средней трудности) заложил
1 день. Шли 3 дня.
По этому же походу можно оценить и
возможности группы - это была 2-я "пятерка", у группы уже был один
Памирский поход (4 к.с. 1988 год), для частичной акклиматизации группа
в мае полным составом совершила траверс Эльбруса. Но все равно, мы свои
силы несколько переоценили.
Планирование дневок. Для
успешного (т.е. безопасного) прохождения маршрута, особенно при высокой
его сложности, желательно периодически устраивать день отдыха - дневку.
Так как дневка - это восстановление сил, желательно делать ее в месте
заброски продуктов. Это позволяет, как правило, заложить на дневку
усиленный рацион питания, свежие продукты и т. п., что в рюкзаке с
собой тащить просто не будешь. Так как дневка ориентированна на
восстановление сил, ее нужно делать как можно ниже. Место, выбранное
для дневки, должно быть комфортным - а это как минимум закрытым от
ветра. Если из-за погоды всю дневку придется провести сидя в палатке,
эффективность ее будет существенно потеряна. Дневку желательно делать
каждые 8-10 дней. Для маршрутов продолжительностью до 20 дней дневки
можно и не делать, иногда компенсируя их полудневками. При очень
протяженных и насыщенных маршрутах, с высотными восхождениями и
траверсами, можно рекомендовать двухдневный отдых. На дневку можно
запланировать лишний запас топлива, чтобы организовать баню, или просто
помыться/постираться. С этой целью можно запланировать дневку в
каком-нибудь действующем альплагере, причем могу рекомендовать в таком
случае и питаться там же, расходуя свои запасы только для
дополнительного питания, если этого захочется. Такой отдых, когда никто
не тратит время на готовку, будет гораздо полноценнее.
Еще одно из предназначения дневок -
рассматривать их, в том числе, как запасные дни. Есть и такой подход -
проходить маршрут без дневок, устраивая вместо дневок несколько
полудневок (т. е., когда движение идет только пол дня). Мне такой
подход не нравится, хотя, наверное, он тоже имеет право на жизнь.
Особенно для походов, продолжительность которых не превышает 20 дней.
Или когда значительная часть маршрута проходит ниже 4000 м.
Из примеров: в том же 1990 году на Памире
мы устроили дневку на травянистом поле высоко над рекой. Погода была
нормальная, но дул сильный ветер, из-за которого по пол дня ходили в
пуховках. Мы вроде бы и отъедались, устроили и "душ", но полноценного
отдыха не получилось. Анализируя впоследствии ситуацию, сделал два
вывода - место было неудачное, дневка - это была первая дневка на 22
день маршрута. Мы просто перегрузились. Позади был и высотный траверс.
Нужно было отдыхать пару дней, и не здесь, а немного дальше и выше, в
уютных карманах морен, которых было много дальше по пути.
В 2002 году дневку сделали в МАЛе на
Звездочке (под п. Победы на Тянь-Шане). Поселились с питанием, баней.
Здесь высота около 4000, но отдых получился очень хороший и
полноценный.
Андрей Лебедев практикует прохождение
продолжительных и протяженных походов без дневок, заменяя отдых
несколькими полудневками. Таким образом был пройден маршрут с названием
"Памирский марафон", выигравший чемпионат России 1999 года.
Кроме плановых дневок случаются и вынужденные
дневки. Это как раз те дневки, которые не планируют, соответственно,
место проведения такой дневки далеко не способствует полноценному
отдыху. Более того, если вы вообще никаким образом не предусматривали
на данный участок маршрута запасные дни, и соответственно, запасное
питание, вам и ваш дневной рацион на таких дневках придется урезать.
Часто приходится переходить на двухразовое питание. Как результат -
темп движения после таких дневок часто сильно снижается. Планировать
такие дневки, конечно, нельзя, но предполагать вполне можно. Для этого
достаточно знать особенности района, в который вы идете,
среднестатистическую непогоду. Если подобные задержки хоть как-то
предусмотреть, они не сильно будут портить жизнь при прохождении
маршрута.
Примеры. На Кавказе, планируя график
движения, можно исходить из того, что на каждые три дня пол дня вы
потеряете на плохую погоду. Но следует помнить, что современная
экипировка, использование мембранных тканей, зачастую позволяет
двигаться (проходить маршрут) в любую погоду.
Планирование запасных и аварийных вариантов.
Зачастую, особенно в сложных походах, погодные условия могут не
позволить пройти какие-то из препятствий. В ряде случаев те же погодные
условия могут допускать прохождение более простого варианта. Заявка
такого варианта вместо основного и есть планирование з
Поместить в закладки:
Источник: http://adjuliy.narod.ru/ |