Горный туризм - путешествие в горах, связанное с
прохождением относительно сложных участков горного рельефа (склонов,
гребней, ледников, переволов), форсированием горных потоков и т.п.
Для горного туризма характерны:
большой объём физических нагрузок на организм при пониженном атм.
давлении и высоком уровне солнечной радиации, необходимось преодолевать
препятствия с применением разнообразных средств и приёмов передвижения
и страховки, спец. тактика прохождения маршрута.
Главным препятствием в горных походах считаются перевалы, их число и категории трудности определяют спортивную сложность всего маршрута.
Альпинизм - путешествие в горах включающее восхождения на горные вершины.
Современный спортивный альпинизм - вид спорта, связанный с подъёмом на горные вершины по маршрутам различной категории сложности.
Технически сложный маршрут включает в себя крутые и протяженные
скальные, ледовые и снежные склоны или кулуары, а также различные их
комбинации.
Особое место в альпинизме занимают восхождения на вершины более 6'000 метров (т. н. высотный альпинизм), характерной особенностью которого является пребывание в условиях высотного голодания.
Возникновение альпинизма относят к 1786 году, когда швейцарцы Ж. Бальма
и М. Паккар достигли вершины Монблана (4 807 м) в Альпах. Восхождение
английской группы Э. Уимпера на Маттерхорн (4 477 м) в 1865 году
считают началом спортивного альпинизма. В 1950 году был покорён первый
"восьмитысячник" в Гималаях - Анапурна (8 078 м, М. Эрцог, Л.
Лашеналь), а в 1953 - высотный полюс Земли - Эверест (8 848 м, Э.
Хиллари, Т. Норгей).
В нашей стране первым восхождением подъём на вулкан Ключевская Сопка (4
750 м) участников исследовательской экспедиции Д. Гаусса в 1788 году. В
1829 году на Восточную вершину Эльбруса (5 621 м) взашёл проводник
экспедиции Петербургской Академии Наук и войск Кавказской линии К.
Хаширов.
Все порйденные маршруты на вершины классифицируют по сложности. Приняты
12 категорий сложности - от 1А до 6Б. Поскольку алпинизм связан с
повышенным риском для жизни участников восхождений, необходимо, чтобы
квалификация и опыт альпиниста соответствовали категории сложности
выбранного для восхождения маршрута. Это является основным условием
обеспечения безопасности в горах.
Начинающих альпинистов
готовят обычно в альпинистском лагере, где они знакомятся с элементами
техники передвижения в горах, способами и приемами страховки,
техническими средствами и тактикой альпинизма. Дальнейшее повышение
квалификации альпиниста, характеризуемой соответствующим спортивным
разрядом, осуществляется как в альпинистских лагерях, так и на
спортивных сборах. Для альпинистов высшей квалификации проводятся чемпионаты страны по различным классам: скальному, техническому, высотному (на вершины выше 6700 м) и траверсам.
Адаптация к высоте - (от ср.-век. Лат. Adaptatio - приспособление), приспособление организма к условиям высокогорья(св.2500-3000 м.).
Первая фаза адаптации охватывает первые 5-10 дней пребывания в
горах и характеризуется ухудшением самочувствия, снижением
работоспособности, иногда признаками горной болезни(головокружение,
головная боль и др.), нередко отсутствием аппетита, нарушением сна. Во
2-й фазе постепенно нормализуется самочувствие, возрастает
работоспособность. Однако на высоте 5500-6000 м приспособительные
возможности организма быстро истощаются, в связи с чем при
необходимости длительного пребывания на таких высотах следуем
периодически (через 3-4 недели)спускаться до высоты 3500-3000 м для
восстановления этих возможностей. Адаптацию можно облегчить
соблюдением определенного режима. В первые 5-7 дней следует избегать
значительных физических нагрузок, элементов большой технической
сложности, целесообразно устроить днёвку или полуднёвку с несложным
радиальным выходом, провести учебно-тренировочные занятия; в рацион
следует включить витамины, часть жиров заменить углеводами, которые в
горах усваиваются лучше. Необходимо также ограничить предельно
достигаемую высоту по сравнению с предыдущей 1000 м и набор высоты в
первые 4-5 дней -400-600 м между ночлегами.
Акклиматизация -
приспособление организма к новым климатическим условиям; частный случай
адаптации к природным факторам. Реакции акклиматизации имеют
наследственную основу и касаются всех регулирующих систем организма.
Наибольшего напряжения приспособительные реакции акклиматизации
достигают при попадании человека в экстремальные условия (сильная жара
или холод, высокогорье и т.п.). Обычно здоровые тренированные люди
переносят процесс акклиматизации легко, хотя в первые дни могут
возникать чувство недомогания, снижение работоспособности, аппетите,
нарушение сна и др. В дальнейшем (через 5-10 дней) самочувствие и
работоспособность восстанавливаются. В некоторых случаях (вследствие не тренированности, переутомления, заболевания) полноценной
акклиматизации не наступает в связи с ухудшением приспособительных
возможностей организма. Учитывая закономерности течения процесса
акклиматизации, при проведении похода в первые дни следует избегать
перегрузок - длительных переходов, технически сложных участков и т.п.
Бивак - в горах бивак нельзя устраивать на
выступающих частях гребней, под карнизами и крутыми склонами, в
кулуарах и устьевых частях их конусов, на свежих (подвижных или лежащих
на ледовых склонах) осыпях, между серраками и в трещинах ледника в зоне
активного движения льда. Бивак должен быть рассчитан на внезапное
ухудшение погоды. В предвидении грозы все металлические предметы
следует сложить в 25-30 м от стоянки. Устраивая бивак на больших
высотах, при низкой температуре, непогоде, сильном ветре, а также в
расчете на 2 и более ночёвки на одном месте, лучше соорудить снежную
хижину или отрыть пещеру, что обеспечит более комфортабельный ночлег,
сохранность снаряжения и т.д. Снежная пещера или хижина вмещает до 4-6
человек. В случае более многочисленной группы сооружают 2-3 смежные
пещеры, соединяя их между собой лазом. Место для бивака нужно выбирать засветло. При вынужденной
остановке в темноте или тумане необходимо обследовать окрестности в
радиусе 200-300 м, чтобы убедиться в безопасности выбранного места.
Перед сном необходимо проверить, укрыто ли от ветра и непогоды
имущество, как укреплены палатки, а перед уходом с бивака - не забыто
ли что-либо из снаряжения, убрано ли место стоянки, погашен ли костер.
Брод - 1)мелкое место реки, озера или пруда,
по которому при необходимости можно перейти или переехать на лошади,
автомобиле с одного берега на другой. Брод, которым часто пользуются,
легко обнаружить по тропинкам и колеи от колес на берегах. Если их нет,
проводят разведку: при помощи шеста длиной не менее 1,5-2 м промеряют
глубину реки в местах наиболее вероятного мелководья. Чаще всего брод
встречается в наиболее широких местах реки или там, где она разделяется
на рукава, протоки. Поверхность воды на мелководье слегка рябит и вода
в таких местах кажется светлее. У крутых берегов глубина реки обычно
больше, чем у пологих. На равнинных реках с небольшой скоростью течения
выбирают брод такой глубины, чтобы уровень воды при переходе реки был
не выше, чем по пояс самому низкорослому туристу группы или по брюхо
вьючному животному. Горные реки допустимо переходить при глубине только
до колена; если воды больше, переход откладывают до времени, когда
уровень ее снижается (обычно утром), или организуют страховку. 2) Переход через реку или залив в мелком месте.
Восхождение - горовосхождение,
подъем на горную вершину со спортивными , научными или иными целями.
Маршруты восхождений оценивают 6 категориями трудности (каждая из
которых дополнительно делится на категории А и Б) в зависимости от
абсолютной высоты вершины над уровнем моря, разности высот вершины и ее
подножия, общей протяженности маршрута, технической сложности и
протяженности наиболее сложных участков, климатических особенностей
района. Подход к вершине и спуск с нее при классификации маршрута не
учитываются.
Горный гребень - резко
выраженная вершинная часть горного хребта или массива, место схождения
его склонов. Могут быть зубчатыми и острыми, округлыми, платообразными
со скальной, осыпной, травянистой, снежной или ледовой поверхностью.
Горные гребни с острой кромкой и круто обрывающимися склонами
называются ножами; короткие острые гребни со значительным уклоном -
рёбрами; отдельные, явно выраженные выступы на горном гребне именуют
жандармами. По горными гребням часто прокладывают пути к перевалам и
вершинам. Горные гребни не подвержены камнепадам и лавинам, однако они
сами (особенно скальные и осыпные) нередко становятся источниками
камнепадов. Движение по таким гребням требует повышенного внимания:
обломки скал и отдельные глыбы могут легко вывернуться из-под ноги и
сорваться вниз, увлекая за собой человека. Крайне опасно находиться на
горном гребне во время грозы - наиболее вероятное место поражения
молнией. На заснеженных и ледовых норных гребнях нередко образуются
снежные карнизы. Для людей, находящихся под карнизом. Его обвал подобен
сходу лавины или камнепаду; идущие по карнизу рискуют при обвале
карниза (под тяжестью людей) сорваться с гребня вместе со снегом. При
движении по узким горным гребням с круто обрывающимися склонами и
вблизи снежных карнизов обязательна взаимная страховка.
Закладные элементы, закладки -
приспособления для организации страховки и искусственных точек опоры на
скалах без нарушения их поверхности и структуры. В горном туризме
применяются закладные элементы двух типов - для закрепления в скальных
трещинах и закрепления на неровностях скальных поверхностей. Так,
свинцовые "пломбы" зачеканиваются молотком в микронеровностях рельефа.
Аналогичным образом крепятся "медные головки" (трос с коушем на одном
конце и опрессованной медной трубкой - на другом). "Стопперы", "гексы"
и "трубки" расклиниваются в трещинах и других неровностях скалы; по
сравнению с крючьями эти закладные элементы лучше держат в вертикальных
трещинах. Для закрепления как в вертикальных, так и в горизонтальных
щелях служат эксцентриковые закладки - Т-образные и т.н. сегменты,
заклинивающиеся путём поворота вокруг оси. Наиболее сложны в
конструктивном отношении регулируемые закладные элементы типа "френд",
они эффективны для любых трещин; реже применяются якорные закладки. Для
создания опор в широких трещинах и расщелинах (вертикальных и
горизонтальных) предназначены винтовые домкратики. Закладные элементы
каждого типа используются в виде наборов, состоящих из нескольких
элементов разных размеров.
К закладным элементам иногда относят также "скай-хук" ("небесный
крюк"), который устойчиво крепится к микронеровностям скалы с помощью
крюка и двух опорных уголков. Кроме того, на использовании закладных
элементов основана т.н. техника "аванте", заключающаяся в забрасывании
верёвочных петель, свинцовых шариков и "кошек" на конце шнура или
веревки за уступы скалы с последующим подъемом членов туристской группы
по установленной таким (достаточно рискованным) образом опоре.
Захваты - веревочные узлы,
приспособления и устройства, предназначенные для крепления к верёвке
(тросу) страховочной обвязки туриста, груза, а также для передачи
усилия. Захваты свободно скользят без нагрузки и автоматически
фиксируют своё положении или рывке. Применяются с целью создания точек
опоры при движении по крутым или отвесным склонам. Осуществления
самостраховки, организации страховки, при транспортировочных и
спасательных работах. В качестве захватов используются различные
"схватывающие" узлы и приспособления, зажимы одностороннего действия
без ручки либо с ручкой - для удобства передвижения, зажимы
двустороннего действия, допускающие свободное перемещение вдоль веревки
в обоих направлениях, а также блоктормозы эксцентриковой, клиновой и
рычажной систем. Для закрепления на тросе применяют тросовые и
универсальные эксцентриковые зажимы. В 80-хх гг. разработаны и начали использоваться захваты,
конструктивно объединенные с фрикционными тормозными устройствами в
единое спуско-подъемное устройство.
Лавина - (нем. Lawine, от
ср.-век. Лат. Labina-оползень), снежный обвал. Масса снега, падающая
или соскальзывающая с крутых горных склонов. Образование лавины
возможно во всех горных районах, где устанавливается устойчивый снежный
покров. Наиболее часты сходы лавин на Кавказе и в горах Средней Азии
лавины могут возникать в любое время года и суток; от перегруженности
снегом склонов во время метели или после обильных снегопадов вследствие
малой силы сцепления между новым снегом и подстилающей поверхностью
(сухие лавины); во время оттепелей или после дождей из-за возникновения
между слоем снега и подстилающей поверхностью склона водной смазки и
пропитывания водой снежной толщи (мокрые лавины); при образовании в
нижних слоях снежной толщи разрыхлений, состоящих из не связанных друг
с другом кристалликов, по которым скользит верхний плотный слой снега
("снежные доски"). По характеру движения различают: осовы- снежные
оползни, соскальзывающие по всей поверхности склона; лотковые лавины,
движущиеся по ложбинам и эрозионным бороздам; прыгающие лавины, которые
свободно падают с уступов.
Ледник - скопление льда
атмосферного происхождения, движущееся по земной поверхности;
образуется в тех районах, где твердых атмосферных осадков выпадает
больше, чем стаивает и испаряется. Скорость движения ледника достигает
нескольких см/сут, а у отдельных горных ледников -несколько м/сут.
Горные ледники подразделяются на долинные (образуются в верховьях
долины и стекают по ней вытянутым ледниковым языком, например ледник
Федченко на Памире, Энгильчек на Тянь-Шане, Дыхсу на Кавказе), каровые
(в чашеобразных углублениях- карах- на склонах гор, языка не имеют),
висячие (в слабо выраженных впадинах на крутых склонах, имеют короткий
круто падающий язык; характерны обвалы и ледовые распложенных плоских
или конических вершинах гор, в последнем случае имеют несколько языков,
например ледники Эльбруса, Казбека), возрожденные (образуются на дне
долины из обвалов льда с висячих ледников ил при разрыве долинного
ледника на крутой высокой ступени, например ледник Уллу-Кам в
Приэльбрусье.
Горные ледники представляют собой наиболее удобный путь ко многим
перевалам и вершинам, на них устраивают биваки и разбивают
промежуточные лагери при сложных восхождениях. Но ледник может стать и
серьезным препятствием для туристов и альпинистов, главным образом
из-за сложности рельефа (многочисленных трещин и колодцев, ледовых рек,
ледяных стенок и кальгаспоров, промоин и ледопадов), внезапных сильных
ветров и пурги, возникающих, когда масса охлажденного над ледником
воздуха стекает вниз вблизи его поверхности.
Мост снежный - остаток
снежного покрова либо лавинный вынос, перекрывающие трещину, бергшрунд
или реку. В зоне трещин могут сохраниться ледовые перемычки, также
называемые мостами. Снежные мосты наиболее надежны для перехода в конце
зимы и ранней весной; наименее прочны мосты из свежего неслежавшегося
снега осенью и в начале зимы. Свежевыпавший снег скрывает трещины, сто
значительно осложняет прохождение ледника, делает его опасным.
Прочность моста проверяется зондированием при помощи ледоруба,
альпенштока, лыжной палки или лавинного зонда. Если снежный мост узкий,
его толщину определяют на глаз, сбоку. Ненадежный снежный мост
переходят с тщательной страховкой. В сомнительных случаях при подъеме
снежный мост преодолевают, передвигаясь на четвереньках или по-
пластунски, а при спуске- сидя или лёжа.
Осыпь - скопление обломков
горных пород у основания и в нижней части крутых склонов или в
кулуарах, образовавшегося в результате выветривания горных пород и
скатывания обломков со склонов гор. Осыпи наиболее характерны для
молодых гор (например, для Памира, Памиро- Алая), где процессы
разрушения горных пород особенно интенсивны. По размеру обломков осыпи
подразделяют на крупные (с обломками, сравнимыми с телом человека),
средние (размеры обломков превышают размеры ботинка) и мелкие (с
обломками меньше ботинка). На склонах мелкие обломки располагаются в
верхней части осыпи, крупные- в нижней. Чем круче склон и мельче осыпь,
тем более вероятно ее сползание под нагрузкой, особенно если она лежит
на твердом гладком основании, например на скальных плитах, ледниках.
Подвижные (т.н. живые) осыпи могут увлечь за собой неосторожного
туриста, вызвать камнепад. Особенно опасны они над скальными сбросами,
ступенями, которые трудно вовремя заметить при спуске. "Живую" осыпь
можно распознать по свежим следам ударов камней, острым свежим
обломкам.
Перевал - понижение в гребне
горного хребта обычно между соседними речными долинами; наиболее
доступное и безопасное место для перехода через горный хребет или иной
водораздельный гребень. Два и более перевалов, между которыми нет
сравнительно сложных для прохождения участков, а также подъем на
водораздельный гребень (или на каком-либо из перевалов), путь вдоль
гребня до следующего перевала и спуск с него называется перевальной
связкой; такая связка рассматривается как один перевал. Через перевал
часто проходят вьючные тропы, иногда автомобильные, реже железные
дороги. Под доступности для прохождения в различное время года
различают перевалы круглогодичного и сезонного действия. В горном туризме перевалы классифицируются по категориям
трудности (КТ), которые отражают сложность перевалов (или перевальной
связки) для прохождения его туристами; определяются совокупностью
классификационных признаков, характеризующих степень доступности
перевалов (высота над уровнем моря, крутизна склонов и характер их
поверхности, технические приемы, применяемые при прохождении перевалов,
условия ночлегов и т.д.). Принято выделять 3 категории сложности,
каждая из которых делится на полукатегории А и Б.
Полиспаст - (от греч.
Polyspastos- натягиваемый многими веревками), система из нескольких
блоков для подъема грузов и людей или натяжения веревок (например, на
переправах). В туристской практике в качестве блоков для полиспастов
обычно используют карабины, реже блок-карабины или специальные
малогабаритные блоки из легких сплавов.
Самозадержание - совокупность
приёмов, направленных на восстановление равновесия при срыве, остановку
или уменьшение скорости падения (скольжения). Применяется главным
образом в горных и пеших походах как при движении в одиночку, так и при
страховке партнёром - для уменьшения силы рывка и повышения
эффективности действий страхующего.
При срыве на травянистом склоне или мелкой осыпи турист должен в
первый же момент опереться о склон нижним концом (штычком) ледоруба или
альпенштока, удерживаемого двумя руками в положении самостраховки, а
при начавшемся скольжении - перевернуться на живот головой вверх и
задерживаться в положении лёжа. При этом ледоруб (альпеншток)
удерживается в полусогнутых руках и упирается клювом наискось в землю.
В случае срыва на скалистом участке необходимо сразу схватиться за
какой-либо выступ или спрыгнуть на площадку, расположенную
непосредственно ниже. Если не удалось предотвратить падение, надо
распластаться, чтобы скользить с наибольшим трением и тем самым
затормозить падение. На ледовом склоне средней крутизны, врубаясь в склон клювом
ледоруба, турист может прекратить, а на крутом склоне замедлить
скольжение. При выполнении приемов самозадержание следует одной рукой
приподнять древко ледоруба, чтобы избежать ранения руки и не зацепиться
штычком за лёд. Подошвы ног должны быть повернуты "кошками" от склона.
Невыполнение этих правил может привести к падению "кувырком",
повреждению ног и т.д. При падении на снежном склоне необходимо рывком перевернуться на
живот и тормозить на твердом снегу или фирне клювом ледоруба; при этом,
если скорость невелика, помогать торможению рантами ботинок. На рыхлом
снегу обычно тормозят штычком ледоруба или рукояткой.
Самостраховка - страховка,
осуществляемая самостоятельно с использованием индивидуальных
страховочных средств, без помощи других членов группы. Самостраховка
применяется во всех видах туризма, но наиболее широко и разнообразно -
в горном туризме и спелеотуризме. Особенно велико значение
самостраховки в походах по сложному рельефу, изобилующему крутыми
склонами. Ледниковыми трещинами, скальными стенками, осыпями и т.п.
Различают самостраховку пассивную и активную. Пассивная самостраховка
обеспечивается за счет одежды, обуви и различных приспособлений,
защищающих туристов от травм (например, защитный шлем, защитные очки и
ветрозащитная маска, рукавицы. Штормовые костюмы, "вибрамы" надувные
жилеты, автомобильные ремни безопасности). Активная самостраховка
предусматривает выполнение туристом определенных действий, технических
приемов (например, правильную постановку ног на ледяном склоне или
осыпи, выбивание и загрузку ступеней, а также постоянную готовность к
самозадержанию ), обычно с применением специальных страховочных средств
(туристской веревки, ледоруба, айсбайля, альпенштока, "кошек", крючьев
и т.д. ). При индивидуальном движении ( например, во время
соревнований) применяют оба вида самостраховки; при движении в составе
группы самостраховку сочетают с групповой и взаимной страховкой. Самостраховка при выполнении взаимостраховки организуется так.
Чтобы она не препятствовала выполнению основных страховочных действий,
с учетом направления возможного рывка и особенностей рельефа. Действие
самостраховки должно быть всегда направлено в сторону, противоположную
направлению ожидаемого рывка. Например, при рывке вниз точка
закрепления страховочного конца должна быть выше, а при рывке вверх -
ниже грудной обвязки страхующего; при возможности страховочный конец
закрепляют на 2 крюка, забитые выше и ниже уровня грудной обвязки.
Наиболее предпочтительна организация самостраховки с использованием
точек закрепления, независимых от нижней точки страховки партнера, или
объединением их путем блокировки.
Сель - (от араб. сайль- бурный
поток), силь, мур, грязевый или грязекаменный поток, внезапно
возникающий в руслах горных рек в результате резкого паводка,
вызванного обильными ливнями или интенсивным снеготаянием в условиях
накопления большого количества продуктов выветривания на склонах.
Обычно наблюдается в горных и предгорных районах с континентальным
климатом. Характеризуется резким кратковременным (1-3 часа) подъемом
уровня текущей массы и пульсирующим движением её при отсутствии строгой
периодичности.
Признаками возможного образования селя являются: быстрое
нарастание водности рек и ручьев, появление в них грунта, движение
пропитанных водой мелких осыпей, оползни. При наличии этих признаков
туристам следует покинуть узкое ущелье, подняться на язык ледника или
высоко распложенную террасу, пологий склон или несложный боковой
гребень. Если группа находилась в безопасном месте, ей следует
дождаться стабилизации уровня воды в реках и ручьях. Поскольку сель
возникает преимущественно в вечернее и ночное время, нельзя устраивать
бивак в селеопасной местности (на низких берегах рек, в ложбинах, на
склонах гор и на т.н. конусах выноса - скоплении гальки, песка, глины,
обычно в нижней части кулуара, оврага или долины).
Серпантин - (франц. Srpentin,
от лат. Serpens- змея), трасса движения туристской группы, а также
участок тропы или дороги, проложенные зигзагообразно для уменьшения
крутизны пути при преодолении склона или горной долины.
Скалолазание - 1)передвижение по крутому скальному рельефу. 2)Вид
спорта (спортивное скалолазание), соревнования (индивидуальные или
коллективные) в подъеме на крутые скалы. Различают скалолазание без
применения искусственных опор - т.н. свободное лазание, при котором
крючья, веревка и другие приспособления используются только как
страховочные средства, и скалолазание с применением закладок, крючьев,
лесенок и других видов снаряжения.
В горном и пешеходном туризме скалолазание- один из видов
соревнований, связанный с техникой прохождения скальной части маршрута.
Сложность скальных дистанций для этих видов туризма различна и в каждом
из них подразделяется на 4 класса. Соревнования проводятся между
командами из 4-6 человек в прохождении заданного или самостоятельно
выбранного маршрута, а также в выполнении определенных технических
приемов. Состав команд может быть мужским, женским или смешанным;
частники несут с собой контрольный груз. Результат определяется по
времени, затраченному на прохождение дистанции, и сумме штрафных баллов
за технику и тактику.
Склон - наклонный участок
земной поверхности, обычно между дном долины и гребнем хребта или
вершиной горы. Совокупность склонов, объединенных общим уклоном,
называется покатостью (например, юго-западная покатость Б.Кавказа).
Склоны бывают прямые, выпуклые, вогнутые и ступенчатые
(террасированные); по характеру поверхности различают склоны
залесённые, травянистые, осыпные, скальные, снежные, фирновые, ледовые.
Отдельные виды склонов называют откосом, косогором. В туристской и
альпинисткой практике склоны характеризуют шириной, протяженностью и
крутизной. Крутизна склона- важный показатель, от которого зависит
выбор способа страховки и тактики движения по склону. Различают склоны
пологие (до 20?), средней крутизны (до 30?), крутые (до 45?) и очень
крутые (до 60 ?). Склоны крутизной свыше 60? называют стенами, при
малой протяженности (до 40 м) - стенками. Для движения по пологому
склону страховка, как правило, не требуется (исключение- закрытые
ледники), при падении турист остается нам месте либо легко выполняет
самозадержание. На склонах средней крутизны необходима самостраховка, а
также взаимная страховка, когда самозадержание может оказаться
неэффективным например на льду, вблизи трещины или сброса. На крутых
склонах обязательна взаимная страховка; при движении по очень крутым
склонам используется весь арсенал горной техники, страховка обычно
перильная. Стены и стенки на туристских маршрутах встречаются редко;
как правило, они являются объектами альпинизма и скалолазания.
Визуальная оценка крутизны склона обычно даёт завышенные
результаты. Крутизну склона можно оценить с помощью ледоруба,
альпенштока или лыжной палки. Погрешность определения крутизны склона
таким способом резко возрастает, если склон покрыт глубоким снегом. Для
более точного определения крутизны склона применяют угломер или компас.
Траверс, траверсирование - (англ., франц. traverse, от лат. transverses- поперечный), 1)
вид спортивного восхождения, при котором участники поднимаются на
вершину или гребень хребта по одному пути (маршруту), а спускаются по
другому, как правило, более простому. Целью траверса может быть либо
пересечение одной вершины, либо последовательное прохождение подряд
(без спуска с гребня хребта) двух и более вершин.
Движение поперёк склона горы или борта долины. Траверс на одном
уровне называется горизонтальным, траверс с одновременным подъемом или
спуском-косым.
Трещины ледниковые,
вертикальные или наклонные разрывы в теле ледника, вызванные
деформациями льда в процессе его движения. Различают трещины
продольные, поперечные, радиальные и боковые. Трещины возникают над
перегибами ложа ледника, в местах его расширения, при растекании льда
(например, на конце языка) или скалистыми уступами (ригелями) на дне
долины. Боковые трещины образуются по краям ледника, где скорость
течения льда и его толщина, а следовательно, и пластичность, меньше, а
трение льда о ложе больше, чем в средней части ледника; такие трещины,
как правило, направлены вверх по течению льда под углом 30-45? и
сужаются к оси ледника. Радиальные трещины появляются обычно по краю
ледника, на его изгибах, особенно при крутых поворотах; направлены по
радиусу поворота, расширяясь от оси поворота к внешнему краю ледника.
При изменении рельефа ложа ледника и направления его течения трещины
могут смыкаться, поверхность льда восстанавливаться. Глубина трещин
достигает от нескольких до 100 и более м (в зависимости от толщины
ледника), однако с удалением от поверхности пластичность льда
возрастает и трещины обычно смыкаются на глубину 30-40 м.
Трещины бывают открытые (видимые, зияющие) и закрытые (занесённые
снегом). Наличие трещин, особенно закрытых, осложняет движение по
леднику, делает его опасным. Узкие трещины перешагивают, перепрыгивают
или переползают; широкие- обходят, преодолевают, спускаясь на дно и
поднимаясь на противоположный край, или с помощью веревочной переправы.
Закрытые трещины можно обнаружить по узким полоскам более светлого или
темного снега(не следует путать с бороздами таяния, напоминающими
картофельные грядки); такие полосы хорошо заметны издали, что
существенно облегчает прокладку маршрута по леднику. Наиболее опасно
идти по леднику в темноте, в тумане, при рассеянном свете и после
снегопада, когда все внешние признаки трещин неразличимы или
малозаметны. В сомнительных случаях снег по ходу движения зондируют
ледорубом, альпенштоком или лыжной палкой.
Узлы - способы соединения
веревок, образования веревочных петель и привязывания веревок к
каким-либо предметам, а также сами веревочные соединения. Важной
особенностью узлов является то, что с усилением натяжения веревки
увеличивается его надежность. В ненатянутом состоянии веревки
ослабляется зажим петель узлов, что позволяет легко развязать его. В
туристской практике широко распространены различные узлы. Веревки
одинакового диаметра, как правило, соединяют прямым, рифовым, встречным
и ткацким узлами, разного диаметра- академическим, шкотовым и
брамшкотовым узлами. Для образования незатягивающейся петли, а также
для обвязывания туриста при организации страховки обычно служат узлы
"проводника", "восьмерка" и "булинь" (петлевые узлы). Для самостраховки
при движении по веревке на подъеме и спуске, при натягивании веревки
для переправы, при подъеме человека или груза применяют "схватывающие"
узлы (обмоточный, двойной петлевой, карабинный, Бахмана), которые
вяжутся вспомогательной веревкой (репшнуром) на основной. Такой узел,
будучи ослаблен, легко перемещается на основной веревки в любом
направлении, однако при резком приложении нагрузки сразу затягивается и
стопорится на веревке. Для быстрого и надежного крепления конца веревки
к дереву, камню или другому крупному предмету используются узлы
"удавка", "штык простой" и "штык двойной", для привязывания оттяжек
палаток- палаточный узел, для привязывания двойной не стягивающейся петлей, а также при вязке носилок -"стремя". Для динамической страховки
на мягкой, эластичной веревке применяется узел Международного союза
альпинистской ассоциаций (УИАА); при транспортировке пострадавшего
незаменим узел, получивший название петли Гарда. Он легко вяжется и
надежен при лютом состоянии веревки. Завязанные узлы должны быть затянуты, иметь правильный рисунок;
на свободных (нерабочих) концах веревки следует сделать страховочные
(контрольные) узелки- они препятствуют проскальзыванию веревки и
самопроизвольному развязыванию узла.
Поместить в закладки:
|