Стратегия и тактика. Построение маршрутов
<<< читать Часть 2. Тактика прохождения маршрута.
Здесь я хочу привести несколько ниток
маршрутов 1-6 к. с., и разобрать мотивировку их построения.
Естественно, мне проще сделать это на примере собственных походов, в
которые ходил участником или руководителем. Попробую еще сделать
какие-то оценки разных маршрутов с точки зрения МКК. Для построения
любого маршрута вы пользуетесь исходными данными из правил проведения
походов. Вот они:
...7. Требования к
категорийным маршрутам по протяженности и продолжительности приведены в
таблице 2. Нормативы по продолжительности и протяженности носят
контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при
оценке категорий сложности похода.
8. Нормативная
продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как
минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со
средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при
увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий,
а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на
случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки
нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб
снижению мер безопасности.
9. Нормативная протяженность
похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для
данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как
правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при
существенном увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность
маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба
1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.
Таблица 2.
Виды туризма и характеристики маршрутов |
Категории сложности походов |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
Продолжительность маршрута в днях (не менее) |
6 |
8 |
10 |
13 |
16 |
20 |
Протяженность маршрута в км.(не менее): |
|
Горных |
100 |
120 |
140 |
150 |
160 |
160 |
10. Основная часть маршрута
должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не
менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и
содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов -
не менее двух наиболее трудных перевалов).
Радиальным выходом в походе
считается небольшой относительно всего маршрута, участок маршрута с
возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия,
пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому
пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных
выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном
направлении.
11. Маршруты походов должны
быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без
необходимости пребыванием в населенном пункте.
2. Горный туризм. Категория
сложности маршрута определяется набором преодолеваемых ЛП (перевалов,
вершин, траверсов хребтов) определенной категорий трудности (к.т.). Под
понятием "перевал" в горном туризме понимается место пересечения хребта
или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не
совпадать с самой низкой точкой водораздела. В спортивном туризме
приняты 6 полукатегорий трудности перевалов -от 1А до 3Б. Перевалы
проще 1А к.сл. называются некатегорированными (н.к). Классификация
перевалов приведена в книге "Выскогорные перевалы. Перечень
классифицированных перевалов . 2001г." . Категория трудности перевалов
в зависимости от условий (времени года, снежной обстановки...) может
изменяться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в перечне знаком
*. При зачете похода данные перевалы должны быть классифицированы
однозначно (например, 2А или 2Б, но не 2А*). Знак * у к.т. ЛП означает,
что для его преодоления участники/руководитель должны иметь опыт,
необходимый для прохождения ЛП на полукатегорию выше; в зачет идет к.т.
по факту прохождения, без звездочки. Например, для выпуска группы на ЛП
3А* к участнику/руководителю предъявляются требования к опыту
необходимому при прохождении/руководстве ЛП 3Б, в зачет идет реальная
к.т. ЛП - 3А или 3Б (по факту прохождения). При этом, знак * у ЛП 3Б*
означает, что для его преодоления участники группы (ее руководитель)
должны иметь опыта прохождения (руководства) не менее чем двумя ЛП
категории 3Б .
Последовательное прохождение
двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска
в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает,
рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один
перевал. Количество и категория трудности перевалов должны
соответствовать указанным в таблице 3.
По согласованию с МКК
количество локальных препятствий (ЛП) не определяющих к.с. СП может
быть сокращено, если маршрут содержит много факторов, повышающих
сложность СП (межсезонье, малоизвестный район, наличие
первопрохождений, чрезвычайно плохие погодные условия, и т.д.).
Таблица 3.
Категория сложности маршрута |
Минимальное количество категорийных ЛП |
Всего |
В том числе категорий трудности |
(1)* |
(2) |
(3) |
(4) |
(5) |
(6) |
1А |
1Б |
2А |
2Б |
3А |
3Б |
I |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
II |
3 |
1 |
2 |
- |
- |
- |
- |
III |
4 |
|
1 |
2 |
- |
- |
- |
IV |
5 |
|
1 |
1 |
2 |
- |
- |
V |
6 |
|
|
1 |
1 |
2 |
- |
VI |
7 |
|
|
|
1 |
3** |
1** |
* - эквивалентная шкала категорий, применяется для категорирования комбинированного маршрута; **-
минимальный набор ЛП, определяющих сложность СП VIк.с. должен
соответствовать: 3А - 3шт., 3Б - 1шт., либо 3А - 1шт., 3Б - 2шт., либо
3А - 1шт., 3Б* - 1шт. Во всех случаях необходимо также ЛП к.т. 2Б (или
выше).
В горные маршруты могут
включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов, которые должны
логично вписываться в нитку маршрута. В связи с различиями в подходах к
оценке горного рельефа в спортивном туризме и альпинизме, категория
сложности восхождения или траверса, не являющихся элементами
прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня
классифицированных вершин или изложенной в нем методики экспертной
оценки. Категория трудности восхождения или траверса не должна
превышать сложность перевала, определяющего категорию сложности
маршрута.
Только одно радиальное
восхождение на вершину/перевал (по определяющей стороне) может быть
зачтено в качестве ЛП (из табл.3), определяющего категорию сложности
СП; при этом, в маршрут должен быть включен не менее сложный по
категории трудности перевал или траверс.
Поскольку составляющими любого похода являются
препятствия и километры существует две крайности при планировании
маршрута - подготовка маршрута с большим количеством ЛП, но при этом с
ограниченным километражем (в рамках правил допускается сокращение
протяженности до 25%), или делается очень протяженный маршрут (250-300
км), но при этом с номинальным набором препятствий. Протяженные
маршруты периодически совершаются, хотя и достаточно редко. Примеры -
транс - Памирский поход группы из Вильнюса - от Джиргиталя (начала хр.
Петра Первого) до р-на п. Маркса на юго-западном Памире, "Памирский
марафон" Андрея Лебедева, транс Кавказские походы от Эльбруса и до
Казбека и другие.
Первый шаг, который вы совершаете, начиная
подготовку маршрута - это определение сроков и продолжительности
маршрута. Сроки проведения могут определяться целой совокупностью
факторов, перечисленных ранее. Прикидываете количество препятствий,
которые на ваш взгляд вы сможете пройти имеющимся у вас составом. Затем
намечаете начальный и конечный пункты, до которых вы можете добраться
каким-либо транспортом (в кольцевом маршруте эти пункты совпадают).
Намечаете линию движения между этими пунктами, чтобы примерно покрыть
необходимый для вашей категории километраж. В пределах этой линии
выбираете объекты, которые вам хочется пройти обязательно (или линию
проводите через эти объекты, я чаще так и делаю - сначала выбираю набор
объектов, а потом пытаюсь это каким-то образом увязать в приемлемую
нитку, да еще с удобным вариантом закладывания забросок). Если район
мало знаком - то удобнее сначала наметить нитку. Но есть и вариант
сначала перечитать описания большей части определяющих перевалов для
вашего похода, чтобы опять же, для начала выбрать объекты для
прохождения. Просто такой подход при подготовке маршрутов 1-3 к. с.
может оказаться слишком утомительным. По намеченной линии выбираете по
одному или несколько перевалов нужной вам категории, после чего
получаете некий список перевалов и вершин, с описаниями которых вам
желательно познакомиться. Изучая описания, вы выбираете наиболее
интересные для вас варианты, из оставшегося намечаете запасные
варианты, радиальные выходы, вершины, и т. п. Таким образом формируется
ваша нитка. Можно, естественно, пользоваться и другими источниками -
консультацией в МКК или со знакомыми, кто ходил в выбранном районе, или
пройти перевалы руководителем, которые когда-то ходили участником и др.
Если вы занимаетесь подготовкой учебного
мероприятия, число объектов для прохождения должно быть достаточным на
все группы, которые участвуют в мероприятии. Это задачу несколько
усложняет, так как маршруты следования у разных групп близки, из-за
необходимости выполнять программу взаимодействия, желательно, чтобы
участки маршрута совпадали по времени прохождения между контрольными
точками встреч на маршрутах, чтобы не было нужды ждать какую-то группу
несколько дней. А перевалы для каждой группы должны быть разными, что
порой подобрать бывает достаточно сложно. Как раз здесь и возникает
необходимость выбора оптимального района для проведения учебного
мероприятия.
Подобрав препятствия, можно уже составить
график прохождения основной части маршрута в маршрутную книжку. Затем
наметить запасные варианты, посмотреть возможные пути эвакуации с
маршрута. Изучая описания запланированных препятствий, вы намечаете
оптимальный режим (скорость) прохождения. При поиске материалов по
препятствиям желательно смотреть описания, соответствующие вашим срокам
проведения похода. Ориентироваться лучше на описания последних лет, так
как они могут довольно сильно отличаться от описаний десятилетней
давности. Например, на Кавказе в последние годы из-за интенсивного
таяния льда многие перевалы, особенно простые, усложнились. А какие-то
упростились. А с появлением нового снаряжения скорость прохождения
многих технических участков возросла. Когда берете то или иное описание
перевала, заглядывайте и в количественный/качественный состав группы,
которая его проходила, сопоставляйте с вашим составом, чтобы оценить
вашу скорость прохождения.
Маршрут 1 к.с. Я приведу не идеальный пример с точки зрения начального/конечного пункта, но зато интересный в других отношениях.
Пос. Эльбрус - р. Адылсу - пер. Койавганауш 1А
3500 - р. Адырсу - р. Сылтрансу - пер. Сылтран н/к 3205 - р. Кыртык -
р. Субаши - пер. Джинкаугенкез 1А 3520 - р. Малка (Джилису) - р.
Кызылкол - пер. Балкбаши 1А 3689 - р. Битюктюбекол - пос. Хурзук.
Не самое удачное начало (перевал 3500), но
отличный вид на Эльбрус. Из "изюминок" - оз. Сылтранкель, источники
Джилису, прогулка по плато Эльбруса, под лавовым потоком. Нормальный
маршрут по километражу. Если когда-нибудь поведу единичку, может, свожу
как раз что-нибудь подобное. Перевал Койавганауш можно взять, не
торопясь, на третий день, применяя метод активной акклиматизации.
Подъем со стороны Адылсу вполне приятен, много удобных ночевок. И этот
перевал можно брать практически налегке, оставив основной походный груз
в поселке В. Баксан. На четвертый день, забрав продукты, можно
подняться к озеру (от поселка до 6-ти часов). Учитывая, что в поселке
ночевать не рекомендуется, можно после перевала Койавганауш ночевать на
Адырсу, а рано утром спуститься в поселок, и продолжить путь к озеру,
или более ранней стоянки. При желании этот участок можно из маршрута
исключить, поднимаясь по р. Кыртык сразу к перевалу Джинкаугенкез. На
пятый день через перевал Сылтран, затем подход по Кыртыку и Субаши под
перевал Джинкаугенкез и на 7-й день - перевал Джинкаугенкез и спуск на
Джилису. Здесь, при желании, можно устроить дневку. Тогда на 9-й день
подойти под перевал Балкбаши и 10-11 дни перевалить и выйти в Хурзук.
Без дневки маршрут - 10 дней.
Маршруты 2-й к. с. Фанские горы.
Алаудинские озера - заброска на Мутные озера -
пер. Джонат 1А 3700 - о. Куликалонские - пер. Зиерат 1А 3200 - пос.
Газа - р. Амшут - оз. Б. Алло - пер. Чимтарга 1Б 4600 - оз. Мутные
(заброска, или спуск к алаудинам на дневку) - пер. Мазалат+в. ФКиС 1Б
4120 (рад.) - пер. Казнок В. 1Б 4040 (или пер. Мазалат) - р. Казнок -
р. Ахбасай - пер. Пушноват 1А 4010 (или МАК, Эстонский, все 1Б) - р.
Арчамайдан - р. Сарымат - пер. Тавасанг н/к - Маргузорские озера.
С заходом на Маргузорские озера километраж уже
будет где-то 130-140 км, но зато попадете на красивые озера. А можно
закончить по р. Арчамайдан (примерно 105-110 км, но за счет сложности
маршрута можно уменьшить километраж). Еще один интересный вариант -
после МАКа переваолом Дукдон спуститься на Искандеркуль, заканчивая там
маршрут. Те же 110 км. В Фанах построить двойку с малым количеством
перевалов тоже можно. Например:
Оз. Искандеркуль - р. Дукдон - пер. Дукдон 1А
3770 - р. Арчамайдан - р. Зиндон - пер. Чимтарга 1Б 4600 - Алаудинские
озера - пер. Адамташ 1Б 4000 - а/л "Артуч" - пер. Зиерат 1А 3200 - пос.
Зимтут.
Километража здесь немного не хватает, что
можно компенсировать каким-нибудь радиальным выходом, с вершиной. Еще
один интересный маршрут по озерам можно построить от Артуча:
а/л "Артуч" - оз. Куликалон - пер. Шогунага 1А
3700 - оз. Алаудинские - оз. Мутные - пер. Чимтарга 1Б 4600 - оз. Б.
Алло - оз. Верхн. Алло - пер. Двойной 1Б - р. Казнок - р. Ахбасай -
пер. Москва 1Б 4450 - р. Пушноват - пер. Дукдон - 1А 3770 - оз.
Искандеркуль. Здесь есть и превышение сложности, и проходится большая
часть Фанских озер.
Маршруты 3-й к. с. Фанские горы.
Оз. Искандеркуль - р. Серима - пер. Норват 1А
3600 рад. - пер. Сурх 1Б 4437 - р. Казнок - пер. Зеленоград 2А 4500 -
оз. Алаудинские - пер. Казнок З. 2А 4050 - р. Казнок - пер. Юбилейный
2А 4370 - оз. Б. Алло - р. Сарымат - пер. Сарымат З. 2А - оз.
Маргузорские - к. Шинг.
Здесь около 140 км, снова маршрут по всем озерам. Можно подобрать вершину для восхождения 1Б-2А и украсить маршрут.
Кавказ. г. Тырныауз - заброска в пос. Эльбрус
- р. Каяртысу - пер. Каярта 1Б - пер. Балкарский 2А 3900 - р. Джайлыксу
- пер. Грановского 2А 3950 - пер. Гумачи 2А 3540 пос. Эльбрус
(заброска) р. Ирикчат - пер. Ирикчат 1Б - источники Джилису - пер.
Седло Эльбруса+Эльбрус В. 2А - приют 11 - Азау - пос. Терскол.
Построить полноценный маршрут начиная от 3 к.
с. в Приэльбрусье, не выходя за пределы Баксанской долины, довольно
сложно. Всегда будет занижен километраж, что можно компенсировать за
счет большей сложности. В приведенном маршруте - примерно 130 км.
Пройти его можно дней за 13-14.
Но для примера приведу "тройку" 1987 года,
пройденную под моим руководством по Восточному Кавказу (сейчас туда не
попасть, к сожалению).
Сан. Армхи - р. Шандон - пер. Шибугеле 1Б -
пер. Колотанис+Танисгеле 1А - пер. Гуро 2А п/п - с. Шатили (заброска) -
пер. Ледовая стена 2Б п/п - р. Вагичу - пер. Обходной 1Б - р. Майстыхи
- пер. Маистинский 1Б - пер. Уросхеви-2 2А п/п - пер. Лихорский 2А (до
ледопада и обратно) пер. Мациачкорт 1Б - р. Кериго - с. Итумкале.
Тут почти 200 км, и это получилась хорошая
экспедиция, с большим количеством первопрохождений, комбинированной
техникой - и лед, и скалы, и снег.
Маршруты 4-й к. с. Фанские горы.
Уже начиная с четвертой категории сложности
можно строить неплохие комбинированные маршруты, включающие набор
технических препятствий на достаточно сложных участках льда и скал. Это
особенно актуально, на мой взгляд, при подготовке учебных мероприятий.
Кишлак Шинг - Маргузорские озера - пер.
Сарымат З. 2А 4130 - р. Сарымат - пер. Аксу Верхн. 2Б 4050 - пер.
Кштудак З.+Пштикуль В. 2А 3920 - р. Арчамайдан - р. Зиндон - пер.
Мирали+в. Чимтарга 2Б 5489, рад. - р. лев. Зиндон - пер. Зиндон 2Б 4260
- р. Казнок - пер. Казнок З. 2А 4000 - оз. Мутные - пер. Бодхона 2Б
4550 - р. Сурхоб - пер. Зеленоград 2А 4350 - р. Арг - оз. Искандеркуль.
Это очень насыщенная "четверка", с входным и
отходным километражем. Здесь хорошие ледовые перевалы Сарымат З., Аксу
Верхн., Зиндон, скальная работа на перевалах Бодхона, при подъеме на
Чимтаргу. В результате маршрут очень разнообразный.
Памир (это маршрут под моим руководством 1988 года).
Кишлак Поймазар - лед. РГО - пер. Кашал-Аяк 2А
4330 - лед. Федченко - лед. ©4 - пер. Улугбека 2Б* 5200 - лед.
Косиненко - пер. Дорофеева 2Б 5300 - лед. Кызкурган - пер. Кызкурган Ц.
2Б 5220 - лед. С. Танымас - лед. Наливкина - лед. Федченко - лед.
Академии наук - пер. Академии наук 1Б 4850 - лед. Медвежий - пер.
Волкова 2Б 5250 - лед. Федченко - пер. Абдукагор 2А 5079 - лед.
Абдукагор - Поймазар.
Маршрут кольцевой, без радиальных выходов.
Большинство препятствий снежно-ледовые, но на перевал Улугбека подъем
по скальному контрфорсу, то есть тоже удалось построить комбинированный
маршрут. Еще сделали несколько разведок, обеспечивших группу набором
первопрохождений на 1990 год.
Несколько маршрутов 5-й к.с. приведены по тексту лекции, поэтому их пропускаем
Маршруты 6-й к. с.
Фанские горы. (П. Кормилец, Томск, 1984 г, чемпионат Союза).
Альплагерь "Артуч" - пер. Седло Сарышах 3А -
пер. Мария 3Б п/п - пер. Дон 3Б п/п - пер. ВАА 1Б - пер. Енисей 3Б п/п
- пер. Седло Чапдары 3Б - несколько простых перевалов - пер. Сибирь 3А
п/п.
В. часть Ц. Тянь-Шаня. (1-я шестерка под моим руководством):
Чонташ (вертолет) - пер. Подходной 1Б - пер.
Пабло Неруды 2Б - лед. Мушкетова - пер. Снежная лестница 3А п/п - лед.
С. Иныльчек - пер. З. седло Хан-Тенгри 3Б 6200 - лед. Ю. Иныльчек
(заброска) - пер. Шатер З. (траверс п. Шатер З.) 3Б 6737 п/п - лед. С.
Иныльчек - пер. Карлытау 2Б 5500 - лед. Баянкольский - база геологов.
Это хорошая "шестерка", линейная, всего с одной заброской.
Вот и все, что хотелось написать по стратегии
и тактике. Возможно, здесь упущены некоторые моменты, которые, надеюсь,
дополнят другие. Особенно это касается организации учебных мероприятий
- как сборов, так и УТП. Попробую немного затронуть эти вопросы в
соответствующей теме по подготовке кадров. Надеюсь, хотя бы для
кого-нибудь изложенные здесь материалы окажутся полезными.
Поместить в закладки:
Источник: http://adjuliy.narod.ru/ |